Главная Блоги Похождения по жизни Старый железнодорожный вокзал Хайфы: станция, откуда шли поезда по трем континентам (Израиль)

Старый железнодорожный вокзал Хайфы: станция, откуда шли поезда по трем континентам (Израиль)

Израиль, Хайфа: старый железнодорожный вокзал.В наши дни пассажирские поезда даже не останавливаются возле импозантного османского вокзала Haifa East (Haifa Mizrah на иврите), что в восточной части Хайфы. Особенно наблюдательный турист заметит из окна разве что быстро проплывающие старинные здания и раритетные вагоны. Скажу больше - расположен старый вокзал внутри заброшенного мистического арабского района Вади-Салиб, гулять по которому не каждому комфортно. Но если вы интересуетесь историей Ближнего Востока, а в особенности его железной дорогой, то сам бог велел целенаправленно приехать в эти места и вам откроется скрытая от глаз жемчужина.

Израиль, Хайфа: старый железнодорожный вокзал.

В предыдущем отчете про историю палестинских железных дорог, я подробно коснулся ныне заброшенных промежуточных станций на линии ведшей из сирийского Дамаска в египетский Каир. То была весьма непростая поездка, потребовавшая значительной подготовки. Дело в том, что в настоящее время очень мало что сохранилось от былого величия.



Некогда прекрасные османские вокзалы и станции оказались ныне вдали от цивилизации: посреди полей, на краю промзон, а то и вовсе далеко в пустыне. Лишившись былой значимости и людской заботы, они стали ненужными и постепенно разваливаются. Об этом есть отдельный отчет Железная дорога в никуда. Кроме того, касаемо Хиджазской линии есть небольшой отчет о посещении железнодорожного вокзала Аммана (Иордания).

Вокзал Haifa East

Прежде всего самые первые фотографии вокзала, датированные 1904-1917 годами, иными словами турецкого периода -

Израиль, Хайфа: старый железнодорожный вокзал. Открытие вокзала турками. 1904.
Открытие вокзала турками, год 1904-ый


Сравните этот памятник с тем, что виден на самой первой фотографии отчета

Израиль: Вокзал и порт Хайфы, год 1915-ый
Вокзал и порт Хайфы, год 1915-ый

Старый ж.д вокзал Хайфы не используется по назначению с 1948 года, но в отличии от своих собратьев в других частях Израиля, он не заброшен. Благодаря усилиям энтузиастов, благодаря поддержке государства и мэрии Хайфы, тут все в порядке. Открыт музей железных дорог, экспонаты поддерживаются в сносном состоянии, все культурно и аккуратно. В лучшие времена отсюда отправлялись прямые поезда в Каир, Дамаск, Бейрут, Стамбул и даже в Европу. При британцах вокзал видел множество пассажирских и грузовых поездов, смотрите какие забавные билеты выложены в музее -







А вот так выглядел сам вокзал в тридцатые годы -





К сожалению вокзал стал такой же жертвой арабо-израильских войн, как и многое другое на Ближнем Востоке. Образованию Израиля в 1948 году предшествовала многолетняя гражданская война между еврейскими поселенцами в Палестине, арабами и британской военной администрацией. Сразу же по окончании Второй мировой войны ситуация в Палестине обострилась до крайнего предела. Британцы удерживали мандат над Палестиной, а евреи боролись за независимость от британцев и свободу эмиграции. В 1946 году еврейские подпольщики Эцеля взорвали вокзал в Хайфе -



В наши дни в Хайфе три современных ж.д станции, расположенные достаточно далеко от старого вокзала. Что касается старого вокзала, то экспозиция как таковая размещена в здании старого паровозного депо (здесь можно посмотреть несколько паровозов и старые вагоны), а "бижутерия" (cтарые фотографии, билеты, карты, станционная техника) размещены в другом здании, куда вы попадаете пройдя через мост над путями.

Многие интереснейшие вещи не являются частью музея, хотя ничуть не менее уникальны. Например, инфраструктура османского вокзала, включая депо, станционные постройки, водонапорные башни, склады. А уж сколько тут старых вагонов и разного рода вспомогательной техники - и вовсе не пересчитать!

Старый ж.д вокзал Хайфы в наши дни
























Укрепленный бетоном(!) британский вагон для перевозки ценностей и денег. Обратите внимание на торчащие из окон вагона пулеметы. Да, были в Палестине времена, когда ковбойский бардак на Диком Западе показался бы детской забавой







Предположительно арестантский вагон























Как трофеи вывозили на трофеях

На запасных путях стоит не особенно раритетный тепловоз G16 американского производства, один из четырех захваченных в 1967 году израильской армией у Египта тепловозов. Дело было так: 6 июня 1967 года израильские войска взяли штурмом египетский город Эль-Ариш на Синае, что в 40 километрах к западу от границы. Египтяне стремительно отступали, и победителям предстал целёхонький железнодорожный узел, переполненный тепловозами и вагонами. Но в особенности трагикомизм ситуации для египтян заключается в том, что они усиленно свозили в Эль-Ариш тяжелую технику, готовясь к войне с Израилем. Начав войну первыми, израильтяне застали египтян врасплох до такой степени, что десятки новеньких советских танков Т-55 все еще ждали разгрузки на платформе в Эль-Арише, а еще несколько сотен мирно стояли в воинских частях в предместьях города. Вся техника была погружена на египетские же поезда и вывезена в Израиль.





В целом же, неожиданная атака на Эль-Ариш привела к тому, что египетская армия бросила порядка 800 единиц тяжелой техники: танки Т-34, Т-54/55, ИС-3. Кроме того, в районе города находилось более 500 армейских грузовиков и автобусов. Все это не считая более тысячи тонн боеприпасов, которые египтяне доставили в Эль-Ариш, но не успели развезти по воинским частям. Кстати, трофейные советские танки и грузовики можно посмотреть в танковом музее Израиля в Латруне.


Другие мои отчеты об Израиле и Палестинских территориях
:

Рождение и гибель первого отеля на Мёртвом море
Железная дорога в никуда, или Тропами оттоманских железнодорожников
Израильская линия Мажино - Голанские высоты (по местам боев 1973 года)
Таба: географический спор, или история одной границы в фотографиях
Израильский музей артиллерии в Зихрон-Якове
Музей израильских ВВС в пустыне Негев, или ода британским авиаторам
Израильский музей бронетанковых войск, или куда пропала советская техника?
Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль
Темная сторона истории Хайфы: палестинские беженцы и бунт марокканских евреев
Суэцкий канал: европейские города и израильские танки
Хеврон - город, где зарождается ненависть, или Берлинская стена возвращается
Самаритяне с горы Гризим, палестинские территории и некоторые советы


Источник: взято отсюда
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=