Капелла Сан Северо в Перудже
Как я писала в посте «Этрусские монументы в Перудже», приятным приложением к этрусскому колодцу было посещение капеллы Сан Северо. Мы пришли к ней по лабиринту средневековых переулков.
![]() Церковь Сан Северо Монастырь и церковь Сан Северо находятся на самом высоком месте города (493 м над уровнем моря) на площади Raffaello di Porta Sole. Крошечная капелла, состоящая из одного зала, раньше была частью левого нефа церкви.![]() Капелла Сан Северо Знаменита эта капелла тем, что здесь находится фреска, созданная двумя великими художниками Рафаэлем Санти и его учителем Пьетро Перуджино. Здесь ранний Рафаэль встречается с поздним Перуджино. Рафаэль написал верхний ряд фрески в 1505 году, когда ему было всего 22 года. Спустя годы после кончины своего ученика в 1522 году престарелый учитель добавил нижний ряд. Как пишет Генри Мортон, «Интересно, есть ли еще где-нибудь такая картина, в которой бы соединился мощный рассвет ученика и неуверенный закат его учителя».Интересно, что Джорджо Вазари дважды упомянул об этом произведении. В «Жизнеописании Пьетро Перуджино, живописца» он пишет, «Будучи уже старым, он уехал из Флоренции в Перуджу, где выполнил несколько работ фреской в Сан Северо, монастыре камальдульского ордена; в этой обители написал несколько фигур и молодой Рафаэль Урбинский, его ученик, о чем будет рассказано в его жизнеописании». Открываем «Жизнеописание Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора» и читаем: «После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу… В Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена…, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами». Надо сказать, что Вазари недолюбливал Перуджино и боготворил Рафаэля. Немного найдется произведений, которые удостоились бы двойного упоминания у Вазари и комментария Генри Мортона! Войдя в музей через боковую дверь, я очутилась в крошечном фойе. Проверив мой билет, девушка-служительница откинула тяжелый полог и пропустила меня в капеллу. Я оказалась наедине с шедевром. Конечно же, нельзя было фотографировать. Да, и вряд ли, получилось бы. Пространство было настолько тесным, что удалось бы запечатлеть только отдельные фрагменты. Я удовольствовалась покупкой открытки, а здесь помещаю репродукцию из Викимедиа. Фреска Рафаэля и Перуджино в капелле Сан Северо в Перудже К сожалению, верхняя часть фрески сильно пострадала от времени. Из шести святых хорошо видно только пять. Хотя Христос изображен во Славе и видно, что он сидит на облаке в окружении парящих ангелов, святые расположены почти на одном уровне с ним. Они сидят перед Христом в довольно непринужденных позах. Двое старцев с длинными белыми бородами внимательно слушают его проповедь, поддавшись вперед. А более молодые св. Бенедикт и св. Ромуальд переглядываются друг с другом.Шесть святых в нижнем ряду Перуджино изобразил в более статичных позах. И я бы сказала, что в них меньше жизни, чем в персонажах Рафаэля. Неужели действительно сказывается возраст их создателей?! В табернакле, расположенном на одном уровне с нижним рядом фрески, находится терракотовая статуя Мадонны с младенцем, выполненная неизвестным автором эпохи позднего Возрождения. Предыдущие посты Умбрийские каникулы |