Главная Блоги Прогулки по Италии Магический квадрат церкви Св.Петра

Магический квадрат церкви Св.Петра

Мы начинаем экскурсию по итальянскому «маленькому Тибету» с посещения двух романских церквей. Наш гид Франческа объяснила, что существует разница между понятиями «римский» (romano) и романский (romanico). Римский стиль в архитектуре относится к эпохе римской империи, а романский стиль, который заимствовал ряд элементов у своего предшественника, – к XI-XII вв., т.е. к периоду Средневековья.
Для романского стиля характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки; при этом здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
Церковь Santa Maria di Cartignano
Первую остановку мы сделаем в долине Tritana, чтобы осмотреть романскую церковь Santa Maria di Cartignano, построенную в XI в. По сути дела, от церкви остались лишь стены. Она была разрушена несколько веков назад в результате землетрясения, и ее сравнительно недавно очистили от культурного слоя. Когда я вошла в буквальном смысле слова в стены церкви, меня охватило чувство ирреальности происходящего, потому что не часто попадаешь в храм, где вместо крыши только хмурое весеннее небо над головой, а вместо пола – трава. Потом в памяти медленно всплыло deja vue. Нечто подобное я уже видела в городе Калининграде. Еще недавно в центре города возвышались руины католического собора, разрушенного во Вторую мировую войну.

Стены церкви Santa Maria di Cartignano
Несмотря на то, что от церкви сохранились лишь мощные стены, она представляет интерес потому, что является типичным образцом романской архитектуры. Очень красиво смотрится колокольня с круглым окном-розеткой.
Колокольня церкви Santa Maria di Cartignano
Следующую остановку мы сделаем у церкви San Pietro ad Oratorium. Хотя этот храм не действует, его судьба сложилась более счастливо. Здание полностью сохранилось и его интерьер украшают каменная резьба и фрески, представляющие большую художественную ценность. Храм был заложен последним королем лонгобардов Дезидериусом в 725 г. Существуют предположения, что он был построен на фундаменте языческого храма, существовавшего в VIII веке до н.э.
Церковь-крепость San Pietro ad Oratorium
Церковь обращена к дороге задним фасадом, который выглядит довольно неприветливо. Мы видим три большие полукруглые абсиды с узкими окнами-бойницами. Это действительно средневековая церковь-крепость.
Церковь San Pietro ad Oratorium
Центральный фасад отличается предельной простотой и имеет только один вход. Его портал увенчан двойной резной аркой и фреской, которая предположительно изображает Св.Петра на троне.
Портал церкви San Pietro ad Oratorium
Примечательной особенностью здания является использование каменных деталей, принадлежавших более ранним римским постройкам. Среди них следует отметить каменные блоки с искусным орнаментом, характерным для IX в.

Слева от главного портала в стену замурован камень, который также позаимствован из постройки IX века. Он содержит в себе так называемый «магический квадрат», образованный пятью словами, состоящими из пяти букв, которые можно читать справа-налево, слева-направо, сверху-вниз и снизу-вверх. Эти пять слов «rotas-opera-tenet-arepo-sator» означают в переводе: «повсюду работники держат плуг и сеялку».
Магический квадрат
Несмотря на довольно прозаичный смысл этой фразы, уже не одно поколение знатоков и любителей ломают головы над загадкой этой фразы и нередко придают ей эзотерический смысл. Я обнаружила, что в youtube имеется целая фильмография, вернее, клипография, посвященная этому «магическому квадрату». Наиболее интересный клип можно посмотреть здесь.

Внутреннее убранство церкви также является довольно аскетическим. Свет, скупо поступающий через маленькие окна, слабо освещает три драгоценные фрески в алтарной части. Они датируются XII веком и являются самыми старинными в Абруццо. На центральной фреске изображен Христос на троне в окружении четырех апостолов. Правая его рука поднята в благословляющем жесте, а левая держит книгу. В нижнем ярусе фрески расположены 24 персонажа из Апокалипсиса.

Источник: взято отсюда
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=