Часовня Боимов

Место: Львов, начало ул. Галицкой.
Стиль: Ренессанс.
Архитекторы: Я. Шольц, Г. Пфистер (интерьер).
Дата постройки: 1609-1617.
Чем интересен: В конце XVI века с венгерско-немецких земель по приглашению короля Стефана Батория прибыл финансист Георгий (Юрий, Ежи) Боим. По одной из версий, он давал деньги в долг самому королю.
Семья быстро полонизировалась. Достроена часовня была уже при сыне Георгия Боима – Павле-Георгии. На стене часовни, справа от входа, можно видеть изображение коленопреклоненных Георгия Боима и его жены Ядвиги.
Интересен и рельеф «Тайная вечеря», расположенный в центральной алтарной части, слева. В нижнем правом углу вы можете найти Иуду – он сжимает в руке кошелек, уже получив свои 30 сребреников. Из-под стула Иуды выглядывает странное существо с оскаленной пастью, похожее на собаку. Это сам дьявол, радующийся делу рук (лап) своих. Из-за этого неканонического изображения епископ не сразу согласился освятить часовню.
Совершенной красотой поражает купол небольшой часовни, за счет оригинального решения создающий иллюзию глубины и пространства.
Как найти. Эта достопримечательность львова находится совсем рядом с площадью Рынок, в самом начале улицы Галицкой. Вход в нее выходит на Латинский кафедральный костел.
Судьба здания – судьба человека: В часовне похоронено много представителей семьи Боимов. Однако здесь нет могилы Михаила Боима, внука Георгия, человека удивительной судьбы.
Впрочем, в детстве Михаил наверняка регулярно посещал семейную часовню. Думаю, что он был достаточно религиозен, так как из пяти сыновей Павла-Георгия именно Михаил (и еще один брат – Павел-Бенедикт) вступили в орден иезуитов.
Уже в качестве молодого священника Михаил начинает учиться. Учеба займет почти десять лет – он постигает науку в монастырях Кракова и Калиша, а потом учится в университета Падуи, причем, что интересно, на медицинском факультете. Это было продолжение семейной традиции – в Падуанском университете учился и его отец, посещавший, в частности, лекции Галилея.
В 1643 году Михаил приезжает в Рим и получает от папы Урбана VIII благословение на католическую миссию в Китай. Михаил отправляется туда во главе группы из девяти молодых иезуитов. Путь предстоял непростой – из Лиссабона в Гоа, бывшее тогда португальской колонией а оттуда - в Макао. От преподает в иезуитском колледже в Макао, потом отправляется с миссией в Северный Вьетнам, проповедует на острове Хайнань.
Однако в конце 1640-х годов в Китае происходят существенные политические изменения. К власти силовым путем приходит маньчжурская династия Цин, постепенно захватывающая все территорию государства. Надо сказать, что большинство иезуитов, работавших в Китае, очень быстро переходят на сторону новой династии. Однако руководитель миссии иезуитов Альваро Семедо продолжал поддерживать контакты и с императором династии Мин Чжу Юланом, который еще контролировал часть южного и юго-западного Китая. Ему удалось достичь больших успехов: от окрестил вдовствующую императрицу, мать императора, его жену и наследника. Христианином был и главный секретарь императора.
В ноябре 1650 г, вдовствующая императрица Елена Ван и главный евнух-секретарь Ахиллес Пан написали письма к Папе римскому и генералу ордена иезуитов со слезной просьбой о помощи против цинских завоевателей. Боим взялся доставить послания по назначению, и замолвить слово за беглого императора перед святейшим престолом. С ним поехали два молодых крещеных китайца.
С огромными трудностями Михаил добрался до Европы – в Макао и Гоа португальские власти, да и руководство иезуитов уже не хотели пятнать себя перед новой династией сотрудничеством со старым режимом. Боима даже сажали под арест. По суше, через Монгольскую, Персидскую и Оттоманскую империю Боим добрался до Европы, вступив туда чрез Венецию. Облачившись в костюм китайского мандарина, он призывает католических князей на помощь опальному христианскому двору изгнанного императора.
Михаил Боим в костюме китайского мандарина. Илл. из Википедии.
Однако за четыре года максимум, чего он смог добиться – это благожелательного, но бесполезного письма к императору от Папы Римского. Тем не менее, и с таким ответом Михаил собирается в обратный путь. Он с трудом, преодолевая сопротивление португальцев и цинских чиновников, пробирается в северный Вьетнам, откуда хочет пробраться в Гуанси, небольшую территорию, все еще контролируемую династией Мин.
Однако, когда он добирается туда, то выясняется, что все дороги уже под контролем династии Цин. Во Вьетнам, обратно, дорога тоже перекрыта. Боим тяжело заболевает и 22 августа 1659 года умирает где-то в джунглях у китайско-вьетнамской границы. Его спутник, Андрей Чжэн, проделавший с ним все путешествие из Китая и обратно, ставит над его могилой крест и растворяется в джунглях.
Помимо своей политической и религиозной деятельности, Боим был талантливым ученым и неплохим рисовальщиком. За четыре года пребывания в Европе он написал и выпустил две книги о китайской медицине. Именно с этих публикаций в европейскую практику вошло измерение пульса пациентов.
Он издал также книгу о китайской флоре и фауне, богато иллюстрированную собственными рисунками. О многих растениях и животных европейцы впервые узнали именно от Боима. По легенде, именно он привез в Европу плоды киви. Так что можем вспоминать этого неутомимого путешественника каждый раз когда едим этот уже почти привычный для нас фрукт.
Больше подробностей о Боиме можно узнать из статьи на Википедии. А здесь можно посмотреть фильм о Боиме, снятый студией «Лемберг». Фильм на украинском, но многое можно понять, и не зная языка.
Китайский леопард. Рисунок М. Боима. Илл. из Википедии.
Мозамбикский бегемот. Рисунок М. Боима. Илл. из Википедии.
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

img src=