Красные автобусы - легенда Лондона
![]() История красных автобусовПервые автобусы появились в Лондоне в 1902 году. Их начала использовать London General Omnibus Company, которая с 1855 года возила лондонцев на омнибусах, запряженных лошадками. Некоторое время бензиновые моторы конкурировали с лошадиными силами. Но 25 октября 1911 года (скоро юбилей!) последний омнибус, влекомый лошадками, прошел по лондонским рельсам. Начиная с 1930-х линейка красных автобусов была продолжена моделью Regent. Она была укомплектован немецким мотором Bosh, что создало определенные трудности для производителей этого автобуса, когда началась Вторая мировая война. Кстати говоря, ночной магический автобус, Knight Bus, из фильмов про Гарри Поттера, был создан именно на базе автобуса Regent III. Ему просто пристроили третий уровень (из ДАБЛдекера он стал ТРИПЛдекером) и покрасили его в фиолетовый магический цвет. В конце 1950-х приходит время самой популярной модели красного автобуса – Routemaster (Повелитель дороги). По духу «Рутмастеры» были настоящими шестидесятниками – веселыми, открытыми, без комплексов. Они успели обрасти своеобразным фольклором и ритуалами. Например, первый ряд кресел на втором этаже традиционно считался тем же, чем последние ряды в кинотеатре – «местами для поцелуев». Первый Routemaster вышел на лондонские улицы в 1959 году, а последний – в 1968. Несмотря на то, что после этой даты новых машин не поставлялось, красные автобусы этой марки выходили на маршрут до 2005 года! Погубило их то же, что и когда-то привлекло к ним внимание – автобусы с открытой задней платформой, без дверей, сочли небезопасными. Сегодня на улицах Лондона можно увидеть красные автобусы нескольких производителей – например, популярной моделью является Alexander Dennis ALX400. Интересно, что найти в открытых статьях информацию о том, какие марки автобусов используются сегодня в Лондоне, не так-то просто. Лондонцы словно стесняются упоминать о них, храня память своему «Рутмастеру».Подробнее об истории красных автобусов. Красные автобусы в мировой культуреОдно из поэтичных описаний лондонского автобуса в литературе принадлежит, как ни странно, российскому писателю Евгению Замятину, который жил в Лондоне до Первой мировой войны. «В утреннем, смутном, как влюбленность, тумане - Лондон бредил. Розово-молочный, зажмурясь, Лондон плыл - все равно куда. Легкие колонны друидских храмов - вчера еще заводские трубы. Воздушно-чугунные дуги виадуков: мосты с неведомого острова на неведомый остров. (…) На спине сонного слона - первого утреннего автобуса - органист Бэйли мчался в Чизик, домой. Кондукторша, матерински-бокастая, как булка (дома куча ребят), добродушно приглядывала за пассажиром: похоже, выпил, бедняга. Эка, распустил губы!» Здесь хорошо и сравнение утреннего автобуса с сонным слоном, и колоритная фигура лондонского кондуктора.Подробнее об образе красного автобуса в художественной литературе: от Маршака до Фаулза. Практические советыЕсли вы не резидент Лондона, а приезжий, скорее всего, автобус понадобится вам в двух случаях: или доехать в какую-то странную точку, удаленную от очагов цивилизации в виде метро, либо вернуться домой (в отель) ночью, когда не действует метро. В обоих случаях самый эффективный способ найти нужный маршрут – это сайт Transport for London http://tfl.gov.uk . Вводите нужные координаты и сайт выдает вам маршрут с использованием всех видов общественного транспорта. Впрочем, есть и бумажные карты, которые можно бесплатно найти на крупных транспортных станциях. Заплатить за проезд можно и при входе, однако наиболее удобный и экономичный способ оплаты – это купить карту Oyster. Сама по себе карта – это не проездной, и не билет, а носитель информации. На карту вы можете купить Daily Travelcard или Weekly Travelcard - неограниченный проезд на день/неделю на общественном транспорте в пределах выбранной зоны. А можете просто положить какую-то сумму, которая будет списываться у вас за каждую поездку. Кстати, больше определенной суммы (3-5 фунтов, в зависимости от зоны) в день у вас не спишут, даже если по сумме стоимости поездок будет больше. Впрочем, помимо чисто практических целей двухэтажные красные автобусы хороши и просто для того, чтобы посмотреть на Лондон глазами его жителя. Особенно, если удастся занять те самые «места для поцелуев».Полезные ссылки Transport for London Городской музей транспорта, Лондон. Красные автобусы на Википедии: двухэтажный автобус, лондонский даблдекер, Рутмастер . Немного о ценах на билеты и правилах проезда. Красный автобус в Томске |