Главная Прогулки Что посмотреть в Вене за 6 часов? Часть 1. Дом Хундертвассера.

Что посмотреть в Вене за 6 часов? Часть 1. Дом Хундертвассера.

Не так уж мало, как покажется на первый взгляд. Особенно, если не ставить целью увидеть все, что только можно, а сфокусироваться на чем-то главном и четко знать, что Вы ищете. Тогда старушка Вена не будет отмалчиваться и избегать Ваших глаз. Туристический супермаркет Вены, как известно, включает в себя три основных отдела. Имперский - в нем предлагаются Хофбург, Бельведер и многоликие Моцарты. Модернистский –
Вена. Афиша на улице.
Вена. Площадь Марии-Терезии.
к услугам туристов Лоос, Климт и загадочное блюдо по имени Хундертвассер. Наконец, павильон «Буржуазная Вена» апеллирует ко вкусовым пупырышкам – там расположились венские кафе, венский кофе и венские торты.

Резиденты Вены мне возразят – а как же средневековые соборы, музей Фрейда и многое другое? Что ответить на эти возражения… читайте выше: я говорил только о туристическом супермаркете. А в маленьких бутиках, конечно, можно найти еще много всякого интересного. Мы единодушно решили на первое место в системе приоритетов поставить Вену эпохи модернизма, а за ней пристроить Вену буржуазную. Вена имперская, подумали мы, и так нам никуда не отпустит и будет везде. Итак, собирался легкий дождик, когда на площади Марии-Терезии мы подобрали гида (на фото – не гид, а просто одна девушка из группы; симпатичная, если бы только не постоянно недовольное выражение лица). А надо сказать, что начинался наш визит в Вену с обзорной экскурсии по городу. Мы планировали с нее сбежать, как только будет возможность, но первый пункт программы решили посетить вместе с группой. А этим пунктом стал Дом Хундертвассера.
Вена. Площадь Марии-Терезии.
Сказать по правде, перед визитом туда мы ничего особого про этого Хундертвассера не успели посмотреть. Фамилия вызывала ассоциации со шпионским фильмом, случайно подсмотренная фотография – с модернистскими экспериментами начала века. И вот, приехав, мы увидели вот такое.
Вена. Дом Хундертвассера.
Точнее, вру. Мы увидели вот такое:
Вена. Дом Хундертвассера.
А вот то, которое первое, мы увидели уже, зайдя в магазинчик напротив и рассматривая там разные постеры (один из которых я и переснял). Снять самому с такой точки было, увы, невозможно. Что же выяснилось? Оказывается, этот самый Хундертвассер был практически наш с вами современник. Умер он не так давно – в 2000-м году, в Новой Зеландии. Основные его архитектурные проекты были реализованы в 1980-е – 1990-е. Но задолго до этого он был известен как автор графики, живописных работ и разнообразных перфомансов. Например, как-то раз, на одной из выставок, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у зрителей, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, непрерывно рисовали линию на стенах — сначала черным, потом красным. Когда власти отключили электричество, рисовали при свете свечей. «Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение» (цитирую Википедию). В чем была суть архитектурных идей Хундертвассера? Разобраться в этом не так просто. Возможно, именно потому, что чисто в архитектурном плане Хундертвассер ничего принципиально нового не предложил. Разноцветные фасады и мозаичную плитку богато использовали в начале XX века каталонские модернисты. Отсутствие прямых линий в фасаде – тоже идея Гауди-и-Корнета. Пожалуй, Хундертвассер пошел немного дальше и отказался от прямых линий и на полу.
Вена. Дом Хундертвассера.
Еще одной его фишкой была подчеркнутая экологичность зданий – для деревьев выделялась не только крыша, но и специальные ниши в стенах. Если в лондонском Ист-Энде деревья захватывают пустующие здания на пример сквоттеров, то здесь, как рассказывают туристам, с каждым деревом заключен специальный договор: дереву предоставляется квадратный метр площади, в обмен на что оно обязуется добросовестно насыщать воздух кислородом. Хундертвассер построил массу зданий в Германии, Австрии, Японии и других странах. Иногда он перестраивал под новые задачи мрачные заводские корпуса, часто использовал в оформлении свой любимый образ – спираль. Дом, который мы осматривали, был построен в 1986 году изначально как жилой муниципальный дом, таковым он и остается.
Вена. Дом Хундертвассера.
Напротив жилого дома по хундертвассеровскому же проекту выстроен туристическо-развлекательный комплекс, где продаются различные сувениры и разливается кофе.
Вена. Развлекательный центр у Дома Хундертвассера.
Вена. Развлекательный центр у Дома Хундертвассера.
В подвале, куда ведут неровные ступеньки,
Вена. Развлекательный центр у Дома Хундертвассера.
есть специальный туалет – «Туалет современного искусства».
Вена. Туалет современного искусства.
Продолжение его осмотра, равно как и практическое использование, стоило каких-то небольших денег, но именно в этот момент жаба сделала свое очередное удушающее движение и мы ограничились фотосъемкой общедоступной части.
Вена. Развлекательный центр у Дома Хундертвассера.
Вена. Развлекательный центр у Дома Хундертвассера.
Кстати, чуть дальше по улице обнаружился вполне себе бесплатный туалет, также сделанный в хундертвассеровской стилистике.
Вена. Туалет, сделанный в хундертвассеровской стилистике.
Там было все чуть более реалистичнее, стояли какие-то щетки и швабры, с африканскими тотемами соседствовала достаточно советская раковина, вобщем, за счет этого он выглядел даже симпатичнее.
Вена. Туалет, сделанный в хундертвассеровской стилистике.
Кстати говоря, про Хундертвассера рассказывали, что он всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его почему, вы носите разные носки? - он всегда отвечал: а, почему, собственно, вы носите одинаковые?! Это напоминает Сальвадора Дали, который недоумевал, почему банковским клеркам никогда не приходит в голову съесть чек, который им протягивают в окошко клиенты. (Интересно еще, что Дали признавал, что на него очень большое влияние оказал Гауди, а Хундертвассер этого, возможно, и не признавал, но это влияние трудно не заметить. Ну, возможно, это случайность…). Так вот, Дом Хундертвассера – это, конечно, не столько архитектурный памятник, сколько памятник эпохе. И не эпохе модернизма 1900-х, откуда торчат ноги формальных архитектурных признаков его творений. А эпохе 1960-70-хх с их бунтом против рациональности, любовью к растениям, стремлением раскрасить весь мир в разные краски, воплотить на бумаге (а кому удалось – в архитектуре) свои галлюциногенные фантазии. Хундертвассер прожил в этом мире свою небольшую жизнь в 1950-60-е, а когда там стали сгущаться сумерки, мигрировал в мир коммерческого успеха, где также вполне состоялся. А нам остался от него небольшой мемориал в память о «детях цветов».
Вена. Развлекательный центр.
Читайте также: Часть 2. Густав Климт и электроовц. Часть 3. Венские кафе.
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=