Главная Прогулки Прогулка на королевскую яхту "Британия".

Прогулка на королевскую яхту "Британия".

Во время последней поездки в Великобританию мы посетили кучу музеев. Ну, такая у нас карма. Особенно запомнилось два. Один из них расположен в окрестностях Лондона – про него я расскажу чуть попозже, пусть пока это будет сюрпризом. А другой расположен в городе Эдинбурге. Точнее сказать – в порту Эдинбурга. Музей этот стоит на вечной стоянке, пришвартованный к берегу. Приглашаю всех желающих прогуляться по этому музею!
От центра города туда можно доехать на автобусах №№ 1, 11, 22, 34 и 35. Выходите на конечной остановке Ocean Terminal. Перед вами будет длинное здание, закрывающее выход к заливу. Если вы заранее посмотрите Google Maps, то будете знать, что яхта как раз и находится за этим зданием. Велик будет соблазн обойти здание слева и по набережной дойти до искомого судна. Не стоит этого делать, ибо, когда яхта уже будет возвышаться перед вами, поражая своими королевскими формами, дорогу преградит невысокий, но внушающий уважение заборчик. Как же попасть на яхту? Очень просто. Идите вдоль здания – это и есть торгово-развлекательный центр Ocean Terminal. Заходите внутрь, поднимаетесь на эскалаторе на третий этаж и по указателям находите кассу королевской яхты. Заплатили десять фунтов – и добро пожаловать на борт! (Прошу прощения за качество фото – внутри приходилось снимать компактным фотоаппаратом при не очень хорошем освещении). Прямо из терминала перекинут трап, по которому сразу попадаете на верхнюю палубу. Переходить с уровня на уровень вы будете, возвращаясь на терминал, спускаясь по лестнице и снова переходя на корабль по трапу. Аудиогид входит в стоимость билета – советую взять, один из самых толковых голосовых проводников, встречавшихся нам в музеях мира. Первая официальная королевская яхта появилась в Великобритании, когда Карл II вернулся на английский престол. Кто читал «Виконта де Бражелона», помнит, что произошло это благодаря Атосу и д'Артаньяну. Датчане, желавшие задружиться с новым королем, подарили ему яхту «Мэри». Менялись короли и династии, но традиция оставалась. Первые яхты были какими-то недолговечными – у Карла II они менялись чуть ли не каждый год. Потом их стали строить крепче. Например, построенный в 1870-м «Осборн» плавал до 1899, его сменила яхта «Виктория и Альберт». Построенная в 1908 яхта «Александра» была королевским плавучим домом до 1953 года, когда ее и сменила «Британия». Тут – самое грустное. У меня, например, просто ком к горлу подкатывает. Когда в 1994 году у «Британии» заканчивался срок эксплуатации и нужно было планировать ей замену, жадный британский парламент отказался выделить деньги на этот символ национального престижа. И у власти-то, как ни странно, были консерваторы. Королева даже предложила – давайте, я треть достану из своего личного королевского кошелька, а вы уж, дорогие сэры, не позорьтесь, добейте до нужной суммы. Но нет. Дешевая популярность в глазах отдельных избирателей, встревоженных повышением цен на газ, оказалась для парламентариев важнее. Решение не только невеликодушное, но и просто глупое. По оценке Британского совета по внешней торговле, коммерческая отдача от деловых мероприятий, проведенных на борту Королевской яхты в 1991-1995 гг., составила 3 млрд. фунтов стерлингов. Имеется в виду, что бизнесмены из разных стран (куда приплывала яхта), приглашенные попить чаю на королевской палубе, быстро понимании, что «торг здесь неуместен», и подписывали разные договора на нужных британцам условиях. Так и оказалась «Британия» последней в долгом ряду королевских яхт. Теперь и королеве сплавать с визитом не на чем, и Гарри с Вильямом должны будут для своих свадебных путешествий нанимать яхту на стороне, будто не принцы. Но мы что-то заболтались, и не заметили, что уже оказались на капитанском мостике. Точнее даже – на адмиральском, ибо «Британией» всегда командовал адмирал. Исключением стал лишь последний капитан, который был в чине коммодора (типа вице-адмирала» - видно, бездушные чиновники из Адмиралтейства уже решили меж собой судьбу яхты и махнули на нее рукой. Да что с них взять! Они и на поиски капитана Гранта не хотели посылать экспедицию (вспомним Жюля Верна). Чтобы на вахте народ не расслаблялся, а строго соблюдал устав, на мостике имел право сидеть только адмирал – вот этот стул, похожий на барный, и есть адмиральское кресло. По этой штуке вахтенный кричал в машинное отделение «Полный вперед!» или «Машина стоп!». Такова традиция. А с другими корабельными службами можно было связаться и по обычному телефону. Что же касается встреченных в море кораблей, то им можно было поведать о своих намерениях с помощью сигнальных флагов. Вот они, сложены в специально шкафчике на заднем плане. Еще несколько красивых блестящих штучек. В штурманской каюте планировался маршрут яхты. Иногда это начиналось уже за пару лет до предполагаемого плавания. Кстати, яхта побывала и в наших краях – незадолго до списания королева приезжала на ней в Санкт-Петербург. Тут адмирал занимался своими адмиральскими делами. Какой трогательный компьютер – наверное, 486-й! А здесь адмирал мог пригласить к себе на завтрак старших офицеров. Рядом на кухонке ему этот персональный завтрак и готовили. Выбираемся на палубу. Вот этот Роллс-ройс грузили на борт специальным грузовым краном. А на стоянке, соответственно выгружали, и королева рассекала на нем по городам и странам. Надо сказать, что яхта была не просто официальным кораблем. Королева Елизавета и принц Филипп принимали очень активное участие в планировании ее постройки, в разработке дизайна интерьеров, подборе мебели. Например, этот симпатичный бамбуковый гарнитур супруги лично купили в Гонконге. Здесь королевская чета могла отдохнуть, послушать радио, пропустить по рюмочке… Спальня и кабинет королевы выглядят довольно скромно. Гнаться за показной роскошью здесь никто не стремился. Даже простыни не стали покупать новые – перешили те, что остались от прапрабабушки – королевы Виктории (не шутка). Завершить прогулку по Королевской палубе можно в Чайной комнате (Royal Deck Tee Room). Мы заказали Tee Trio – приносят чайник, две чашки, три сконса (все три с разными добавками) и баночку Lemon Curd (традиционный английский десерт на основе яиц, сахара и масла с добавлением лимонного сока и цедры) с эмблемой «Британии». Из чайной комнаты открывается отличный вид на залив. Если есть настроение (и способности) – можете попробовать помузицировать на рояле. Пока пьете чай, можете воображать себя членами королевской семьи – кем именно, зависит от вашего половой принадлежности и личных симпатий. В течение нескольких десятилетий яхта была настоящим плавучим домом для принцев и принцесс. Принц Чарльз еще маленьким мальчиком обучался здесь искусству управления яхтой – неизвестно, удастся ли ему применить навыки для управления монархией… В уединении «Британии» провели медовый месяц четыре августейших супружеских четы. Первыми были принцесса Маргарет (младшая сестра Елизаветы II) и Энтони Армстронг-Джонс, которых яхта доставила на Карибы в 1960 г. В 1973 г. принцесса Анна (дочь Елизаветы) и капитан Марк Филлипс совершили на ней круиз по Вест-Индии. Следующими в 1981 г. стали принц и принцесса Уэльские. Прибыв по воздуху в Гибралтар и пересев на «Британию», они провели свой 16-дневный медовый месяц в Средиземноморье. Пять лет спустя герцог и герцогиня Йоркские воспользовались Королевской яхтой для свадебного путешествия на Азорские острова. Принцесса Диана провела здесь несколько счастливых недель со своими детьми… Яхта «Британия» - это очень прозрачная модель иерархического британского общества. Королевский этаж, адмиральский этаж, кают-компания для высших офицеров, для средних офицеров, для мичманов… Старшие офицеры обедали вот тут. В специальном шкафчике у каждого хранилась персональная именная салфетка. В соседнем помещении они могли посидеть на диванчике, попивая после обеда портвейн, или поиграть «в вомбатика». Суть игры осталась для нас не совсем понятной. Вомбатика подарила экипажу она из принцесс. Как было деликатно сказано нам аудиогидом, «игра приобретала особенно оживленный характер после того, как вомбатик оказывался на вентиляторе». Я думаю, каждый из офицеров «Британии» дал клятву не разглашать правила этой кастовой игры после увольнения с яхты. Впрочем, экипаж «Британии» любил поиграть и в другие спортивные игры – в нескольких шкафчиках их трофеи, завоеванные в разных турнирах. За этим столом принимали большинство известных мировых лидеров. Перед обедом расположение столовых приборов вымеряли до миллиметра с помощью линейки. В своей кают-компании средние офицеры могли воскресить в памяти пабы родной Англии. Впрочем, в каютах комфорт весьма относителен – офицеры жили по шесть человек в три яруса. Кстати, такие койки появились только в 1970-х, до этого были подвесные гамаки. Некоторые офицеры жаловались, что койки менее удобны. Ботинки у любого офицера «Британии» должны были блестеть! Трогательная полочка с аудиокассетами – как у многих из нас в детстве. Из знакомых названий могу разобрать только The Eagles. Тут отдыхали уже младшие офицеры. Вот один из них;)) Беглый взгляд в машинное отделение… И выбираемся на последнюю палубу. Напоследок осмотрим королевский катер. Покидая яхту через тот же Океанский Терминал, можно заглянуть в магазин фирменных сувениров. Вроде бы, это финалист конкурса на звание лучшего туристического магазина подарков Великобритании 2009 г. Но мы себе ничего там не присмотрели. Что-то недорогое было абсолютно бесполезным и немного аляповатым, а действительно приятные вещи стоили не один десяток фунтов. Что делать – тут вам не Портобелло. Так что баночка из-под Lemon Curd осталась единственным сувениром с королевской яхты «Британия» - на мой взгляд, одного из лучших музеев одноименной страны.
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=