Главная Прогулки Прогулка по Мантуе. Часть III. Палаццо Дукале.

Прогулка по Мантуе. Часть III. Палаццо Дукале.

Мантуя. Замок Сан-Джорджо.Уверен, что для многих читателей, даже и побывавших в Италии, название «Палаццо Дукале» неизбежно связан с прекрасным зданием на площади Сан-Марко в Венеции. Между тем, Палаццо Дукале – это всего лишь «Герцогский Дворец». И здания с таким названием есть в нескольких городах Италии, в том числе и в бывшей столеце герцогов мантуанских. По этому дворцу мы сегодня и прогуляемся. Первоначально в планировке дворца легко запутаться, если не знать, что резиденция мантуанских герцогов – это огромный конгломерат зданий, строившихся на протяжении почти четырехсот лет. Здания комплекса связаны между собой коридорами и галереями, украшены внутренними двориками и садами. Весь комплекс включает около 500 комнат, общая площадь 34 тыс. м2.

Самое старое здание – именно то, фасад которого выходит на Пьяцца Сорделло. Оно называется Палаццо дель Капитано и напоминает о той поре, когда первые Гонзага носили звание «Капитано дель Пополо» - «Капитан Народа». Впрочем, правды ради нужно заметить, что выстроено палаццо было еще Гвидо Бонакольси, носившим то же звание в пору владычества его семейства. По крытой галерее идем к Magna Domus – Большому Дому, еще одному зданию в герцогском комплексе. Именно через него сегодня могут попасть в Палаццо Дукале туристы.

Главное, ради чего многие посетители приходят в Герцогский дворец Мантуи – это желание увидеть знаменитую «Camera degli Sposi» - «Покои супругов». Небольшая комната в замке Сан-Джорджо (это еще одно из зданий комплекса) была расписана Андреа Мантеньей и стала считаться вершиной Раннего Возрождения. На сайте Палаццо Дукале было отмечено, что запись на посещение Camera degli Sposi проводится по телефону и стоит дополнительный евро. С такой системой мы уже столкнулись при попытках посетить Капеллу Скровеньи в Падуе и «Тайную вечерю» в Милане (с Падуей все удалось, а на «Тайную вечерю» в сентябре шла запись уже на январь). Позвонили, поговорили по-английски, записались на время и получили свой номер.

Но приехав в Палаццо Дукале, мы увидели, что там как-то довольно пустовато. Купив билеты по 6 евро, мы спросили, входит ли в них посещение «Покоев супругов». Нам ответили утвердительно. При этом на стойке стояла табличка, сообщающая, что предварительная бронь стоит полтора евро. Так как наша поездка была в формате «Италия эконом», мы решили сэкономить три евро на двоих и смело пошли вперед. В итоге наслаждались фресками Мантеньи безо всякой очереди и в полном одиночестве. Сложное впечатление оставляют эти фрески… Поневоле завидуешь Муратову и Мортону, которые - а в их искренность хочется верить - получали настоящее эстетическое удовольствие от этих росписей.

Пожалуй, для меня это было больше наслаждение интеллектуального порядка. Приятно было думать, что ты наконец находишься в том месте, о котором так много читал. Узнать известных тебе персонажей, сверяясь со схемой, вычислить остальных. Найти в гризайле замаскированный автопортрет Мантеньи. Задуматься о том, насколько жизнь этих людей, их ощущения и взгляды, отличались от наших. Умилиться собачке…

Мы пошли дальше по бесконечным коридорам и залам дворца. Напрягая воображение, можно было себе представить, что вот по этим плитам также шагали Леонардо, Донателло, Мантенья… Что здесь обдумывали свои политические и любовные интриги все герцоги из рода Гонзага – от сурового Лодовико до расточительного Фердинандо… Что здесь обдумывала новые закупки гранд-дама итальянского Ренессанса – блистательная Изабелла д'Эсте. Вобщем, вся Италия 16 века. Порой воображению приходилось постараться, чтобы уловить шелест истории.

Север Италии полон такими вот дворцами – некогда шумными и богатыми, потом разграбленными, надолго заброшенными, потом восстановленными, заботливо штукатуренными, обставленными скудной и случайной мебелью, музейными стендами… Ломбардия, некогда зажиточная, и сегодня индустриальный лидер Италии; но ее дворцы зачастую - лишь тень былого величия.

Впрочем, в Палаццо Дукале нас ждало еще одно яркое впечатление. Незадолго до того, как в очередной раз поехать в Италию, я прочитал книгу Д.У. Маккалоу «Вечная тайна лабиринта». Естественно, все, что было связано с лабиринтом, живо меня интересовало. И вот в каком-то переходе мы совершенно случайно наткнулись на вот такую вот фреску. Интересно, что такого сюжета с лабиринтом я не встречал раньше. Как видите, его своеобразие в том, что он размещен в море, а не на суше. Парусные кораблики – это человеческие жизни в океане жизненных страстей. Исходя из такой трактовки гора должна бы быть Голгофой, хотя напоминает скорее Вавилонскую башню с фламандских полотен. Передний план тоже насыщен символикой: две пересекающиеся дороги (собственно дорога и река), мельница, мост. На лабиринт – пожалуй, самый загадочный символ. Кстати, в книге Маккалоу не только эта фреска не упоминается, но вообще города Италии возникают крайне редко.

А для кого-то из Гонзага идея лабиринта, похоже, была не случайной. Потому что в одной из комнат мы обнаружили вот такой вот потолок. Размышляя о тайнах и лабиринтах, мы вышли из дворца и спустились к берегу Lago di Mezzo. Вдоль берега стоят деревянные столики, один из которых мы и заняли, подкрепившись салатом, вино и сыром из ближайшего супермеркато (незаменимая вещь, если хотите поехать в Италию дешево). Отсюда, кстати, открывался лучший вид на замок Сан-Джорджо.
Мантуя. Замок Сан-Джорджо.
Еще лучший вид, наверное, открывался на замок и город с другого берега реки. Но времени уже не было – мы еще прошлись через центр города, изредка сверяясь с картой, и вернулись на железнодорожную станцию...
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=