Главная Прогулки Прогулка по Мурому, Россия.

Прогулка по Мурому, Россия.

Муром – один из древнейших городов Руси. Впервые он упомянут в летописях под 862 годом. Сегодня эта дата считается годом «рождения» города. Хотя на самом деле к этому времени Муром уже существовал. Следы жизни людей на берегу Оки (в том время она была значительно крупнее), которые обнаруживают археологи, указывают на то, что люди жили здесь уже в эпоху палеолита - приблизительно 20 тысяч лет назад.
 
Название города восходит к финно-угорскому племени «мурома», которое жило в бассейне Оки с I тысячелетия нашей эры. Мурома была восходила к древней и до конца не разгаданной городецкой культуре, носители которой были вытеснены скифами из Нижнего Подонья. Некоторые ученые считают, что именно о предках муромы писал еще античный историк Геродот, называя их тиссагетами. В отличие от других финно-угорских народов, существующих на территории России и поныне (мордва, марийцы, удмурты), мурома в X-XI веке была полностью ассимилирована славянами (с некоторыми вариациями ее судьбу разделили и такие племена как мещера, меря и другие). Как ни парадоксально, но название племени уцелело в названии города и в имени одного из самых его известных уроженцев – Ильи Муромца.

Прогулку по Мурому стоит начать с памятника Илье Муромцу, который стоит в Городском парке. Если вы въехали в город со стороны Нижнего Новгорода или Москвы, проезжаете по объездной дороге до улицы Войкова, по ней нужно проехать до Московской и, не сворачивая, проехать еще вперед два квартала (это будет уже улица Куликова). По ней нудно повернуть налево, по улице Воровского и доехать до Первомайской. Вход в парк с Первомайской, чуть левее от вас. Если вы приехали в Муром на автобусе, то от автовокзала можно пройти тем же маршрутом, вокзал находится недалеко от перекрестка Московской и Войкова. Можно дойти до парка пешком и от железнодорожной станции, а можно взять такси – их в городе много.

Как известно, до 33 лет Илья Муромец сидел сиднем на печи в своем доме в селе Карачарове (сейчас – пригород Мурома) , так как у него были парализованы ноги. Но в один прекрасный день мимо проходили три калики перехожие. Они попросили принести им испить зелена вина из погреба. Илья пытался отговориться, что, мол, ходить не может, но ему твердо сказали – встань и иди! И Илья, как ни странно, впервые в жизни спрыгнул с печки, спустился в погреб и принес старцам зелена вина. После чего его сгоняли за второй чаркой, но ее уже заставили выпить исцеленного. После чарки Илья почувствовал в себе такую силу, что был вынужден дать ей выход, выкорчевывая с корнем дубы и бросая их в Оку (один такой дуб лежит во дворе городского музея - дома Зворыкины). Тогда старцы али Илье выпить третью чарку, отчего силы убавилось вполовину и он стал способен держать себя в руках.

Памятник Илье Муромцу поставлен на берегу Оки в 1999 году. Автор – скульптор В.М. Клыков (он же поставил около Исторического музея в Москве памятник Жукову). На постаменте сидят четыре грифона - символа защиты и охраны. Илья патетически вздымает в небо меч, предлагая постоять за Землю Русскую. Левой рукой он прижимает к груди крест. Дело в том, что многие отождествляют Илью Муромца с реальным историческим лицом - силачом Чобитько по прозванию Чоботок, родом из Мурома, который под именем Илии принял постриг в Киево-Печерской лавре и в XVII веке (1643г.) был канонизирован. Из его погребения и взяты хранящиеся ныне в Муроме частицы мощей святого. Если стоять лицом к Илье Муромцу, то справа будет небольшая обзорная площадка, с которой открывается мягко обрамленный деревьями вид на церковь Николы Набережного. Иногда ее по той же причине местонахождения называют Николой Мокрым. Как пишут на сайте muromru.ru, «Церковь … была построена в 1700-1717 годах на средства московского священника Дмитрия Христофорова, решившего таким образом увековечить память о своем отце, служившем здесь в деревянной церкви. Сгорела ли эта деревянная церковь или была разобрана за ветхостью – неизвестно. По преданию, прежде на месте храма здесь, на высоком берегу Оки, стоял деревянный дворец Ивана Грозного. Изначально церковь была совсем небольшой – в один объем. Строительство четверика с пятиглавием было окончено уже к 1714 году, отделка – к 1717 году, когда и состоялось освящение храма. Колокольня и широкая трапезная были пристроены только в XIX веке. (…) Убранство храма – простое и изящное: под карнизом четверика проведены ряд ложных закомар и резной тонкий фриз, высокие барабаны (центральный – световой) тоже украшены декоративными закомарами. Луковичные главки храма – высокие и узкие, полностью гармонируют с остальными деталями. Два яруса окон украшены барочными наличниками. Силуэт широкой приземистой трапезной, соединяющей основной объем с колокольней, несколько облегчает ряд небольших окон с полукружиями вверху наличников. Двухъярусная восьмигранная колокольня увенчана одной главкой, а ее ярус звона – арками, стилизованными под закомары основного объема». От памятника можно не возвращаться обратно через парк, а подняться по Окскому съезду обратно к улице Первомайской и повернуть направо. Через метров пятьдесят вы выйдете к трехэтажному зданию – Муромскому историко-художественному музею. До революции в доме обитала большая купеческая семья Зворыкиных. Больше всего из них стал известен Владимир Зворыкин – человек, который всего-навсего изобрел… телевидение. Да, благодаря мальчику, который в детстве бегал по этому дому и его окрестностям, сегодня в мире существует современная система телевещания. История В. Зворыкина подробно изложена в фильме Л. Парфенова «Зворыкин-Муромец» - рекомендуем обязательно фильм перед тем, как ехать в Муром.

Кстати, мало где пишут про то, что в Муроме родился другой гениальный изобретатель – создатель цветной фотографии Прокудин-Горский. Правда, жил он в детстве не в самом Муроме, а в фамильном имении Фуникова Гора неподалеку. Жаль, что в его наследии не сохранилось фото Мурома (находящиеся на так далеко Владимир и Суздаль представлены довольно обширно).

Около здания музея стоит полосатая ладья, растут цветочки и лежит фрагмент того самого дуба, выкорчеванного Илье Муромцем и заброшенного в Оку, откуда много лет спустя его и выловили. Выйдя из музея, идите вдоль здания направо, вдоль улицы Первомайской. Обратите внимание на любопытную капитель у пилястр, обрамляющих ворота - между ионическими завитками размещен славянский символ солнцеворота. Пройдя немного вперед по Первомайской, вы увидите два монастыря. Ближе к вам будет женский Троицкий, за ним – мужской Благовещенский. Свято-Троицкий женский монастырь был основан в XVII веке, в 1643 году стараниями муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым, или Цветным (утверждают, что прозвище пошло от торговли москательными товарами, в том числе красками). После того, как купец разбогател, он вместе с некоторыми другими муромскими купцами был по указу царя Михаила Федоровича переведен в «московскую сотню» и должен был переехать жить в Москву, но родной город не забывал. Место, на котором был основан монастырь, в древности называлось Старым Вышним Городищем. Здесь, по преданию, муромский князь Константин поставил деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, первых русских святых.

В 1642 году вместо деревянной на торговой площади начали строить каменную церковь Пресвятой Троицы. Это был первый в Муроме храм, построенный в стиле «русского узорочья». Ее стены украшали не только резные фигуры, но и поливные изразцы с изображением диковинных растений и птиц, драконов, конных воинов в шлемах… Вскоре после постройки храма Богдан Цветнов получил разрешение основать здесь и монастырь. Троицкая церковь стала монастырским собором, а вокруг нее широко развернулось строительство. Богдан Цветнов написал «Повесть о Виленском кресте», в котрой рассказывается, что к нему, еще торговому человеку, в дом пришел некий человек по имени Василий, и принес великолепный по красоте крест, серебряный, окованный золотом и украшенный драгоценными камнями. Этот крест Василий нашел при взятии русскими войсками города Вильно (нынешний Вильнюс) и хранил у себя, пока небесный глас не приказал ему отнести сей крест в Муром, к человеку по имени Богдан Цветнов, с тем, чтобы тот передал его в Троицкий монастырь. Сейчас Виленский крест хранится в муромском краеведческом музее.

В 1918 году монастырские корпуса были заняты под рабочие квартиры, в 1930-х годах здания монастыря были переданы военному ведомству и использовались как склады и архив, потом – как сапожная мастерская и коммунальные квартиры. Но в 1970-х годах ансамбль Троицкого монастыря был признан памятником архитектуры и поставлен на государственную охрану. Из села Пьянгус Меленковского района сюда была перенесена деревянная церковь Сергия Радонежского (1715 г.). После открытия обители сюда из соседнего Благовещенского мужского монастыря перенесли мощи муромских святых Петра и Февронии – покровителей семьи и брака. Согласно «Повести о князе Петре и деве Февронии», заболевшего муромского князя вылечила простая девушка, на которой он, по обету женился после исцеления. Муромская знать воспротивилась княгине из простонародья, и супруги уехали из Мурома. Но после вспыхнувших междоусобиц, князя упросили вернуться на престол. Умерли Петр и Феврония в один день – 25 июня 1228 года. Вдоль белой стены Троицкого монастыря можно дойти до входа в Благовещенский. Он был основан уже не по купеческой инициативе, а по повелению Ивана Грозного в середине XVI века. До основания монастыря здесь стоял Благовещенский храм, где были обретены мощи муромских святых князей − Константина (Ярослава Святославича) и его сыновей Михаила и Федора. С именем князя Константина связана история крещения здешних жителей. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI век) говорится об этом так: язычники, не желавшие принимать христианство, убили сына князя – Михаила, − и подступили к княжеским палатам. Им навстречу вышел Константин, держа в руках не оружие, а только икону Божией Матери (впоследствии она стала именоваться Муромской иконой Божией Матери). Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство: после соблюдения необходимого поста их крестил в Оке муромский епископ Василий. Неудивительно поэтому, что Иван Грозный, перед походом на Казань молившийся в Муроме этим святым, повелел после победоносного похода основать на месте их погребения монастырь.

Старый храм был разобран, а на его месте возведен новый Благовещенский собор, который вы можете увидеть в монастыре. Правда, говорят, что до наших дней собор дошел сильно перестроенным, и «ничто в его внешнем облике не напоминает здание, возведенное московскими мастерами, присланными царем». Думается, что все-таки не совсем уж «ничто», но часть правды в это есть – многие соборы, как живые люди, сильно меняются в течение жизни, так что в старце невозможно порой узнать юношу. В 1616 году, во время польско-литовского нашествия, монастырь очень сильно пострадал от войск пана Лисовского. Собор был разграблен и разорен, братия захвачена в плен. После окончания войны и смуты обитель начали восстанавливать не сразу, и снова не без милостей царского двора. Основные же средства на восстановление собора пожертвовал богатый муромский купец Тарасий Борисович Цветнов, который в конце жизни принял здесь постриг под именем Тихона, здесь же, в монастыре, и был погребен. К 1664 году собор был перестроен практически заново, от прежнего здания сохранился лишь подклет.

Сейчас Благовещенский собор – это пышно украшенное в стиле русского узорочья здание, с пятью главами, с рядами кокошников по верху четверика, с нарядным шатровым крыльцом и стройной шатровой колокольней. На колокольне на средства Тарасия Цветнова были установлены часы. Изначально главы храма были шлемовидные, но позднее они были переделаны в луковичные. Стены богато изукрашены резьбой – резные наличники, карнизы, полуколонки… В соборе сохранился великолепный шестиярусный иконостас в стиле барокко, старейший в городе. Он был поставлен в соборе в 1797 году и сохранился благодаря тому, что храм не закрывался в советское время. В нем есть иконы XVI, XVII и XVIII веков. Остальной интерьер собора соответствует иконостасу: пышный перспективный портал, украшающий вход с паперти, поражает взгляд разнообразием своих украшений. В 1716 году была возведена каменная надвратная Стефаниевская церковь. Датировка ее постройки несколько сомнительна, так как в описи от 1678 года уже упомянута какая-то каменная Стефаниевская церковь. Ее архитектура скромна и в то же время изящна: один ряд кокошников венчает четверик, а барабан под единственной главкой украшен тонкой красивой резьбой. Все в храме напоминает архитектурные традиции муромских церквей XVII века. Несмотря на некоторые перестройки, сделанные в XIX веке, церковь не утратила своего первоначального вида. В 1811 году монастырь был обнесен новой каменной оградой с башенками; тогда же обновили и надвратную церковь. Во время войны с Наполеоном, в 1812 году, в Муром привезли две московские святыни − иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. Их сохраняли в Благовещенском соборе в октябре 1812 года, а потом перевезли во Владимир. Больше каменных храмов на территории монастыря не возводилось.

Только в 1828 году выстроили келейный корпус, а в 1900 году – одноэтажный дом игумена. В советское время монастырь был закрыт, братия разошлась жить по городским домам, но Благовещенский собор продолжал действовать, в нем по-прежнему велись службы. В 1940 году собор все же был закрыт, но ненадолго – всего до 1942 года. Сегодня монастырь действует, но одновременно он открыт для посетителей. Монахи ходят по территории, к туристам относятся спокойно-отстраненно. Только в разговоре двух шедших мимо иноков, обсуждавших какого-то общего знакомого, прозвучало внезапно – «Да что он, ходит, ходит, фотографирует, как будто турист…». Как царапина, оставленная советской историей, между монастырями идет улица Красноармейская. Сначала это просто проход между двумя монастырскими стенами, потом он переходит в два ряда деревянных домишек. Дойдем по Красноармейской до Ленина, повернем налево, и дойдем до Московской. По Московской свернем направо и пройдем один квартал. Коммунистическая символика сменяется литературной классикой. На углу улицы Льва Толстого можно увидеть Церковь Вознесения Господня. Она была построена в 1729 году, а первое упоминание о храме на этом месте относится к 1573-1574 годам. Каменное здание не отапливалось, поэтому службы здесь проводились только в летнее время, а для зимних богослужений рядом поставили «теплую» деревянную церковь в честь Иконы Владимирской Божией Матери. Шатровая колокольня – ровесница храма. В 1840 году на ней было 10 колоколов, в том числе огромный 200-пудовый колокол (около 3200 кг), отлитый на пожертвование почетных граждан Мурома Петра и Андриана Мяздриковых в 1830 году.

Здесь можно выбрать варианты дальнейшей прогулки. От Вознесенской церкви можно пройти по Льва Толстого направо, до Красноармейской, а по Красноармейской налево, там можно увидеть Успенскую (Георгиевскую) каменную церковь, выстроенную 28-летним купцом II гильдии Дмитрием Лихониным, торговавшим юфтью (прочной мягкой кожей) в Петербурге. Спустившись по ул. Свердлова до Маркса, можно осмотреть Сретенскую церковь. Сретенская церковь была построена в 1795 году на средства купца 1-й гильдии Ивана Зворыкина, оного из представителей обширного купеческого рода Зворыкиных, давшего миру изобретателя телевидения. Церковь – одноглавая, с простыми украшениями, характерными для провинциальной архитектуры. Окна украшены фигурными наличниками с элементами позднего барокко, сам храм выстроен в формах классицизма. Церковь прославилась своей главной святыней – Животворящим Крестом Господним, который жители прозвали «Сретенским».

Сейчас крест хранится в музее. С ним связана легенда о чудесном исцелении многих муромцев во время страшного мора в XVII веке. Одному из заболевших жителей было видение, в котором ему было велено идти в Дмитриевский храм и приложиться к кресту. Идти этот человек уже не мог, поэтому, собрав последние силы, дополз до храма и получил у креста исцеление. Весть о чуде распространилась мгновенно, и многие больные направились в храм. Почти всем приходилось передвигаться ползком, отсюда появилось народное название улицы, где стоит храм, – Выползова.

В советское время храм был закрыт и разорен. Под предлогом помощи голодающим Поволжья из него изъяли все ценности. В ноябре 1929 года здесь открылся физкультурный клуб. Позднее в колокольню ударила молния, и ее до первого яруса разобрали на кирпич. В изуродованном кубическом сооружении без главы и колокольни трудно было бы узнать храм. Подвал храма постоянно подтоплялся сточными водами, отчего фундамент сильно пострадал. Сейчас церковь почти полностью отреставрирована, в ней идут богослужения. Но это все один вариант прогулки. А если в ваши цели не входит обойти абсолютно все церкви в центре Мурома, то от Воскресенской церкви можно вернуться обратно на улицу Ленина и повернуть направо. Через дорогу от себя вы увидите небольшой скверик, где вольготно расположились скульптуры местных авторов. На травке раскинулась отдыхающая дама, явно появившаяся на свет не без влияния Генри Мура. Могучая лошадка несет на себе Илью Муромца. Издали мне показалось, что человек с бородой несет небольшой лоток с только что вылупившимися дракончиками. Но при более близком контакте выяснилось, что это Ной, загружающую очередную партию в свой ковчег. Продолжая идти по улице Ленина, можно увидеть арку, заботливо украшенную одноименной надписью, а также узнать, что любят муромцы и чем они гордятся. На углу Ленина и Советской можно увидеть еще одну муромскую достопримечательность – водонапорную башню. Ее торжественное открытие состоялось 26 августа 1864 года. Средства на строительство водопровода и башни дал один из известнейших муромчан – Алексей Васильевич Ермаков, богатый купец и меценат, занимавший пост городского головы в 1862-1869 годах. Примечательно, что главным условием по передаче водопровода в городское пользование Ермаков выдвинул его полную бесплатность для горожан, а также запретил сдавать его под каким угодно видом в аренду. Высокая кирпичная башня, совмещавшая в себе функции водокачки и пожарной каланчи, была украшена по верху затейливыми башенками и увенчана небольшой надстройкой со шпилем. Окна башни – в три ряда, с различными наличниками, отчего все сооружение производит впечатление не просто постройки для хозяйственных нужд, но и подлинного архитектурного памятника. Сейчас узорчатых башенок нет, от них остались только основания, но зато после реставрации в 1974 году на башне были установлены часы, игравшие мелодию «На Муромской дорожке». На Ленина, Московской и Советской можно найти много мест, где есть возможность перекусить. На личном опыте можем порекомендовать кафе «Жар-Птица» (Советская, 6) – от перекрестка с башней нужно пройти направо метров 50. Недорого, съедобно и (что важно для маленьких городков) достаточно быстро готовится. Большой выбор блинов с разными начинками. Заказ нужно делать у стойки, летом несколько столиков ставятся на улице.

Возможно, после пары порций блинов и бутылочки-другой пива вам уже и не захочется продолжать прогулку. Но если отдых только прибавил сил, то можно продолжить прогулку по улице Ленина в том же направлении и посмотреть еще один монастырь Мурома – Спасо-Преображенский. До монастыря можно дойти по улице Ленина, через пять кварталов свернув налево по улице Лакина. Примерно на половине пути можно сделать небольшой боковой ход, и дойдя до улицы Мечникова, повернуть по ней в сторону Оки (налево).

На берегу реки, в конце улицы, можно увидеть то, что осталось от Козьмодамианской (Космодамианской) церкви – одной из древнейших в Муроме. По преданию, она была построена в 1565 году по обету Ивана Грозного, который на пути к Казани останавливался в Муроме и поклялся, что в случае успешного похода на татар построит здесь несколько каменных храмов над мощами своих родственников – муромских святых князей Константина, Михаила, Федора, а также Петра и Февронии. Космодамианская церковь, как гласит легенда, поставлена на том месте, где стоял царский походный шатер. Шатер церкви обрушился еще в 1868 году, и в 1901 церковь была накрыта временной крышей, которой суждено было стать постоянной. Реставрационные работы в церкви пока не ведутся. Когда рухнул шатер, вся церковная утварь была перенесена в Смоленскую церковь – мы сейчас прошли мимо нее, порка шли по улице Мечникова. Пока будем идти обратно, можно осмотреть ее чуть более внимательно.

Небольшая церковь в стиле ампир теряется на фоне огромной, массивной классицистической колокольни, несмотря на высокий двойной барабан под маленькой главкой, венчающей широкий купол основного объема храма. Колокольня пышно и обильно украшена полуколоннами с богатыми капителями, фронтонами, а оконные проемы второго яруса обрамлены красивыми наличниками. В 1995 году храм горел – в июльскую грозу в шпиль колокольни попала молния, шпиль загорелся и рухнул. С 2000 года ведется реставрация церкви, уже переданной приходу. Шпиль давно восстановлен и хорошо виден из-за деревьев на высоком берегу Оки.

Вернемся на улицу Ленина и, повернув вскоре на Лакина, дойдем до Спасо-Преображенского монастыря. Возможно, что это древнейшая в России мужская обитель. Первое письменное упоминание о ней встречается в летописи под 1095/1096 годами, в описании гибели сына Владимира Мономаха, Изяслава, во время княжеской междоусобицы. В летописи сказано, что Изяслав был погребен в Спасском монастыре в Муроме (позднее оттуда перенесен в Новгород, в Софийский собор). По легенде на том месте, где стоит Спасский монастырь, в конце Х века располагался княжий двор одного из первых русских святых – князя Глеба, младшего сына Владимира. Конечно, двор не мог обойтись без храма, и здесь стояла деревянная Спасская церковь. Возможно, вокруг нее впоследствии и вырос монастырь, носивший изначально название «Спасский на бору».

Еще одна легенда гласит, что здесь на берегу реки, на месте под названием Подокстовье, произошло крещение муромчан. Как и все постройки пограничного лесного Мурома, первоначально Спасский монастырь был деревянным. В годы татаро-монгольского ига и город, и, по всей вероятности, монастырь были сожжены и разорены. Возрождение началось с середины XIV века, при князе Юрии Ярославиче, который в 1351 году заново отстроил монастырь и подарил для обустройства книги и иконы. Оставил свой след здесь и Иван Грозный – куда же без него?.. После похода на Казань царь по обету прислал в Муром артель мастеров, которым предстояло выстроить в городе каменные храмы. В 1554 году на берегу Оки вырос эффектный собор Спаса Преображения. Первоначально это было стройное, вертикально ориентированное здание с пятью главами и тремя абсидами, устремленность которого ввысь подчеркивали пилястры и лопатки (окружающая собор паперть появилась много позже). Любопытно, что при строительстве собора была допущена ошибка: в плане он не идеально прямоугольный, одна из сторон немного короче противоположной.

С севера от собора стоит трапезная церковь Покрова Богородицы, построенная в 1691 году на средства митрополита Варсонофия, муромского уроженца. Это уникальная по своей архитектуре двухэтажная церковь, единственная в Муроме. Первый этаж занимали хозяйственные помещения: хлебня, поварня, пекарня, кладовые и др., − а второй занимала собственно просторная церковь. В 1757 году к церкви с запада была пристроена шатровая колокольня. Средства на строительство пожертвовал муромский купец Павел Петрович Самарин. Он же в 1758 году подарил монастырю колокол весом в 120 пудов. В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского. Конечно, в таком огромном здании жил не только настоятель монастыря. Нижний этаж занимали четыре кладовые, а верхний – пять келий. Кроме каменных, настоятелю принадлежали четыре деревянных кельи, где, по всей видимости, в основном и жили, так как каменные помещения считались сырыми и нездоровыми. Братский корпус был деревянным. Новый каменный корпус выстроен в XIX веке. Монастырь не был многолюдным – в разные времена в нем подвизались от 10 до 30 монахов.

В конце XIX века в восточной части монастыря сложился некрополь, где погребали городскую знать, богатых купцов, духовенство. В советское время некрополь был уничтожен, сейчас часть его территории обнесена оградой, а рядом поставлена большая мемориальная доска, повествующая о тех, кто был там похоронен. В 1918 году монастырскую братию обвинили в помощи участникам белогвардейского мятежа. Обитель была закрыта и разграблена. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1926-1927 гг. заняла фабрика «Красный луч», но ненадолго − в 1930-х годах монастырь на много лет заняла воинская часть. Только весной 1995 года, к 1000-летию первого упоминания обители ее ворота снова открылись для верующих. Сейчас монастырь возрожден и практически полностью отреставрирован. В благодарность тем, кто помогал так быстро восстановить здания монастыря, в надвратной Кирилловской церкви установлены большие памятные доски со списками благотворителей.

Сохранилась и главная святыня монастыря − икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная в 1878 году настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) с Афона. Одна из интересных святынь монастыря - фигура святого Илии Муромца, выполненная муромским резчиком и иконописцем в 2006 году по данным ученых, которые по сохранившимся мощам установили рост и внешность знаменитого муромского богатыря. В руку деревянной фигуры вложена частица мощей Илии Муромца, полученная из Киево-Печерской Лавры.

Спасским монастырем мы заканчиваем нашу прогулку по Мурому. Хороших впечатлений, удачного пути!
Просмотреть Муром на карте большего размера

Источники:
1. http://ru.wikipedia.org (Статьи «Муром», «Мурома», «Илья Муромец»).
2. http://www.kominarod.ru/finno-ugry/nations/Muroma/ (о народе «мурома»).
3. http://www.muromru.ru/ (о монастырях и церквях города).
4. http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/byliny.txt (былины об Илье Муромце).

Дополнительная информация.

Такси Мурома:

АЛЬЯНС 2-66-00 ВИТЯЗЬ 3-22-45 ВОЯЖ 2-08-08, 2-09-09 ДРУЖИНА 222-32 ЛАДА 49-111 МУРОМ 2-22-22 МУРОМЕЦ 3-23-83 РУСЬ 44-44-4, 44-44-5

Где перекусить в центре:

Кафе Бриз ул. Советская, 6 (49234) 3-33-35, 2-26-57 Кафе Восток-Запад Ленинградская ул., 55 (49234) 6-09-09 Кафе Гименей ул. Ленина, 55 (49234) 2-19-20 Кафе Дворянский клуб ул. Ленина, д. 24 Кафе Дионис ул. Л.Толстого, 95 (49234) 33-18-35 Кафе Жар-птица ул. Советская, 6 (49234) 9-12-84 Клуб-кафе Затерянный рай ул. Московская, 9 (49234) 3-65-18, 4-49-90 Пиццерия Золотое Руно ул. Ленина, 19 (49234) 9-17-15 Кафе Иван да Дарья ул. Московская, 100а (49234) 3-00-63 Бистро Какаду ул. Ленина, 92 (49234) 2-09-37 8.00-23.00 Кафе Капитал ул. Ленина, 12 (49234) 3-63-81 Карусель (кафе Капитан Крюк, кафе Охота) пл. Революции, 1 (49234) 9-98-64, Кафе Княжеский двор ул. Дзержинского, д. 43 (49234) 3-63-81 Кафе Классик ул. Московская, д. 89 (49234) 4-49-90, 4-01-82
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=