Главная Рассказы туристов Incredible India. Варанаси. Обряд кремации.

Incredible India. Варанаси. Обряд кремации.

Готовясь к поездке в Варанаси, я, конечно, прочел о том, что на берегу Ганга в этом городе индусы сжигают своих покойников. Подсознательно я представлял себе какое-то небольшое возвышение, на котором сооружен огромный костер выше человеческого роста. Ну, вроде тех, что жгут в пионерлагерях в конце смены. В действительности все оказалось не совсем так.
 
Кремация для индусов – важная часть антьешти, погребального обряда. Антьешти входит в число санкскар – самых важных ритуалов, определяющих жизнь индуса от его зачатия до смерти. Большая часть санскар приходится на рождение и взросление ребенка, есть санскара, связанная со свадьбой.

Сжигание покойника индусы стараются проводить около реки. Если это невозможно, то после сжигания к реке относятся останки. Самая предпочтительная река для сжигания (река для сжигания – странно звучит, конечно) – это священная река Ганг. Если семья не может организовать сжигание на берегах Ганга, то при обряде в рот покойника могут капнуть несколько капель воды оттуда. А после сжигания кто-то из членов семьи отвезет и кинет в реку останки в урне.

Из всех мест на Ганге, где можно совершить кремацию, самым лучшим считается Варанаси – священный город на священной реке. Индусы верят, что Варанаси был основан Шивой пять тысяч лет назад, и если ты умрешь в этом городе, то вырвешься из цикла перерождений. Сжигание в Варанаси происходит в двух местах – на Маникарника-гхате и Харишчандра-гхате (мы были на последнем). Эти самые гхаты выглядят как огромные лестницы, спускающиеся к самой воде. На большинстве из них совершаются омовения и только на двух – сжигание. Как ни странно, если не вглядываться специально в то, что происходит у воды, то место сжигания можно и не заметить. Что удивило меня, так это что все происходит очень скромно, как-то буднично. Стоят на берегу кучки людей, валяются в беспорядке бревна. Если бы не дым, поднимающийся от костров, можно было бы пройти мимо. Место сжигания ничем не отгорожено от набережной. Можно спокойно встать и смотреть, никто не возражает. При этом на попытки фотографирования обычно миролюбивые и любящие сниматься индусы реагируют очень агрессивно. За твоим фотоаппаратом будут наблюдать сразу несколько человек и видимая попытка сделать кадр будет сопровождаться недружелюбными жестами. Несколько кадров я все-таки сделал, но качество их оставляет желать лучшего.

Итак, как выглядит сам обряд? Тело покойника приносят на носилках, окутанное в разноцветные ткани. Верхний слой ткани снимают и тело вместе с носилками омывают в Ганге. В это время на берегу уже сооружена основа для костра, в которой сделано такое углубление, типа домика. Туда кладут носилки, тело посыпают разными священными порошками. По традиции, сжигать тело должны на костре из сандалового дерева, но такое мало кому по карману, поэтому костер просто посыпают сандаловым порошком. Потом сверху укладывают еще бревна, и костер поджигают. Пока мы смотрели на эту картину, к моим товарищам подошел человек и стал комментировать происходящее. Как мне рассказали друзья, он представился хозяином небольшой фирмы, которая, собственно, и занимается сжиганием на этом гхате. После того, как он закончил пояснять, он выжидательно посмотрел на моих друзей, и они дали ему небольшую денежку - кажется, тридцать рупий.

- Это все? - спокойно спросил хозяин крематория.
- Ну, да, - сказали мои друзья.
- Смотрите, - сказал он, - это же не мне, это вам в карму зачтется, сколько вы мне дали.

После этого - самое интересное - он предложил им отдельно доплатить за право поснимать сжигание. Хотя до этого несколько раз говорил о том, что это строго запрещено. И осуждающе высказывался в мой адрес, когда видел, что я пробую сделать кадр. Кстати, мой товарищ, обычно любящий яркие сюжеты, был под каким-то негативным впечатлением, и не стал пользоваться этим предложением.

В это время я стал свидетелем любопытной сцены. Может быть, я ее неверно понял, но вроде бы человек, отвечающий за сжигание, хотел получить с родственника покойного какие-то деньги, но в чем-то они не сошлись и вот ругались, родственник понемножку передавал купюры сотруднику, но тому все было мало. Один костер только разгорался, а второй уже догорел и его разбирали. Я рассказывал своим спутницам, что после сжигания к костру подходит старший сын покойника, разбивает ему череп и бросает останки в Ганг. Тут стоявшая неподалеку незнакомая девушка поправила меня по-русски, сказав, что не всегда это старший сын – кто-то из родственников, да, но могут быть варианты.

Мы познакомились. Девушка рассказала, что уже месяц живет в Варанаси, а до этого месяц жила в Гоа.

– Ну и как тебе город? – спросил я.
– Да неприятный город, - ответила девушка, - люди злые, мрачные, атмосфера давящая, в городе много тяжелых наркотиков.
– Ммм, так что же ты тут живешь? – по возможности вежливо поинтересовался я.
– Да энергетика здесь потрясающая, - просто ответила она. Обдумывая этот неоднозначный ответ, я распрощался, и мы с друзьями побрели дальше по набережной. Читайте также:

Incredible India. Встреча рассвета на Ганге.
Incredible India. Ганг. Инструкция по применению.
Транспорт в Индии: советы бывалых путешественников.

0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=