Главная Рассказы туристов Италия. Один день в Неаполе

Италия. Один день в Неаполе


Возможность съездить в Неаполь была у нас дважды – оба раза из Рима в качестве дополнительной опции в экскурсионном туре. Но в 2002 году на Рим отводилось всего три дня, и уж конечно хотелось потратить их все до остатка только на него. В 2006-м ситуация была иной – у нас был недельный отдых на море в пригороде Рима, откуда мы каждый день в этот самый Рим мотались, а из 6-ти дней вполне можно было пожертвовать один в пользу Неаполя. Тем более, что увидеть Неаполь, бесспорно, хотелось очень - какая же Италия без Неаполя? :)




Итак, нас подняли в четыре часа утра или около того, уже в автобусе гид раздала завтрак сухим пайком – круассаны, фрукты, сок. Мы подкрепились и вернулись к своим недосмотренным снам.

И вот пролетели в полудреме несколько часов, и мы уже въезжаем в Неаполь. Первое впечатление – меня поразило множество громадных эстакад, мостов, транспортных развязок. Автобус остановили на берегу Неаполитанского залива, где нам показали дом леди Гамильтон, а мы сделали несколько дежурных снимков с видом на залив и Везувий. Впрочем, слово «дежурный» к такой красоте вряд ли применимо.

 
 
 

 

На обзорной экскурсии нам была продемонстрирована парадная сторона Неаполя – нарядная, глянцевая и немного похожая на любые другие крупные города.

Базилика Сан Франческо ди Паола – нечто среднее между Пантеоном и Собором Св. Петра. Действительно, она была построена Фердинандом I в подражание римскому Пантеону и во исполнение обета, как знак благодарности за то, что ему удалось вернуть потерянное королевство.

 

Статуи неаполитанских королей в нишах фасада Королевского дворца.

 
 
 

А у ворот его стоят конные статуи Клодта с "Укротителями коней", подаренные императором Николаем I королю "Двух Сицилий" Фердинанду II.

 
 
Замок Маскио Анджоино был воздвигнут Карлом I Анжуйским. Он был назван "новым" в отличие от других замков города, а в честь короля Карла Анжуйского получил название Maschio Angioino (Анжуйский замок).

 
 
 
 

Древняя крепость Кастель Дель Ово (Замок-яйцо) – это название она получила из-за своей яйцеобразной формы. В римскую эпоху на этом месте возвышался замок-крепость римского патриция Луция Луциния Лукуллы. В последствии норманны и анжуйцы расширили и укрепили сооружение из туфа. В XVII в., во время правления Карла I Анжуйского и Альфонса Арагонского, замок был приспособлен под тюрьму, в казематах которой томился среди прочих узников монах-философ Томмазо Кампанелла. 



Грандиозное впечатление на нас произвела галерея Умберто I – огромный торговый пассаж со стеклянной крышей. Ажурные конструкции из стекла и металла создают ощущение легкости, мягко рассеивают солнечный свет по галерее. Мы бегом пробежали по ней вслед за гидом во время экскурсии, но после ее окончания, а точнее, после поездки в Помпеи, снова вернулись сюда. Очень хотелось побыть в этом красивом месте подольше, пройтись по дорогим магазинам, посидеть в одной из кафешек под стеклянной крышей – словом, почувствовать себя ненадолго жителем этого города или человеком, приехавшим в Неаполь не на 8 часов, а хотя бы на 8 дней!..

 
 
 
 
 
Все вышеперечисленное входило в обзорную экскурсию по Неаполю, после которой наша группа отправилась на Капри, а мы – в самостоятельное плавание по одному из самых опасных городов Италии (так о нем говорят). Для начала мы выпили кофе и полакомились мороженым в галерее Умберто I.


 
Покончив таким образом со светской программой, мы решили познакомиться поближе с народной жизнью Неаполя. Это совсем несложно и не надо забираться в какие-то дальние трущобы. Достаточно просто свернуть с центральных проспектов в узенькие улочки с обшарпанными стенами домов и развевающимся на ветру бельем…

 
 
 
 


 



 
Не все запечатлелось на этих фотографиях, поэтому о некоторых моментах расскажу словами. Во-первых, в чем-то правы те, кто говорит об опасностях, угрожающих туристам на этих улицах. Одна из этих опасностей – попасть под мотороллер. Тротуаров тут нет как класса (улица слишком узкая) и в разные стороны по мостовой проносятся на приличной скорости и со страшным шумом разнокалиберные мотороллеры. И на них ездят все! Женщины, старики, дети – все пользуются этим действительно удобным в такой тесноте видом транспорта. На одном мотороллере мы насчитали семью из пятерых человек – мужчина, женщина и трое детей как-то умудрились на нем уместиться.


 
Во-вторых, жители Неаполя в прямом смысле этого слова живут нараспашку. На первых этажах домов открыты настежь окна и двери, нет никаких занавесок. И проходя мимо, мы невольно ловили картинки этой жизни – вот женщина готовит на кухне пасту, вот ее муж смотрит телевизор и обсуждает что-то через открытое окно с другими мужчинами, стоящими на улице, вот дети играют на полу в комнате… И это не единственный пример, таких было действительно много.

И удивительно ощущение какого-то спокойствия на этих улицах. Я допускаю, что мы забрались не в трущобы, где действительно может быть опасно для туристов – все показанное и описанное происходило все-таки в центральной части города. Но впечатления от такого Неаполя все же резко отличается от того, каким он предстает в своей туристической части.

Чтобы дать еще более ясное представление о неаполитанской жизни, хочу процитировать фрагмент из великолепной книги Павла Муратова «Образы Италии», которую рекомендую всем поклонникам Италии. Несмотря на то, что книга была написана в начале прошлого века, она остается актуальной для путешественников.

«Для приезжего в зрелище неаполитанской жизни есть много необыкновенного. Чтобы увидеть его как следует, надо сделать несколько шагов в сторону от главной улицы. Здесь совершенно исчезает всякий признак города в европейском значении этого слова. Улицы превращаются в проходы между высокими стенами домов, сменяются лестницами, тупиками, дворами, образуют путаницу, в которой могут разобраться лишь населяющие их из поколения в поколение аборигены. Само собой понятно, что здесь и не может быть никакой границы между жильем и улицей. У неаполитанца нет никакой домашней жизни, кроме той, которая открыта взору каждого прохожего в любом переулке налево от Толедо или в окрестностях Университета». 
 
Нагулявшись и притомившись, мы решили перекусить и попробовать настоящей неаполитанской пиццы. Ведь считается, что это блюдо родом именно из Неаполя. Мы дошли по piazza Carita, где устроились за столиком пиццерии. Была заказана пицца «Четыре сезона», моя любимая лазанья и бутылка вина. В меню было указана емкость бутылки - 0,5 л.  Поэтому когда официантка принесла нам маленькую бутылку 0,3 л., мы решили, что произошла какая-то ошибка. После чего состоялся примерно такой разговор на смеси английского и итальянского.

- Мы заказывали вот это вино, - показываем в меню.
- Все правильно, я его и принесла, - убежденно сообщает официантка.
- Но мы заказывали бутылку 0,5 л.
- Это она и есть.
- Нет, посмотрите, на этой бутылке написано: 0,375 л.
- Вот такие у нас в Неаполе пол-литры, - ответила девушка.
А может, она сказала что-то другое. Но по крайней мере бутылку нам не заменили, а в счет включили 0,5 л вина. Ну и ладно, мы совершили маленький акт мести, достав из рюкзака свое вино в пластиковой бутылке и продолжая пить его после того, как допили местное.

 

 
А между тем Неаполь дарил нам не только хлеб, но и зрелища. На улице напротив пиццерии стояли торговые лотки, за которыми сидели две женщины. А в метрах 50-ти от них рядом со своими мотороллерами стояли мужчины. И они «разговаривали» - то есть орали друг на друга на всю площадь. Разумеется, ни слова на их неаполитанском диалекте мы понять не могли, но смысл был ясен по интонациям. Женщина требовала чего-то от мужчины, он ни в какую не соглашался. После нескольких минут перепалки она сняла с ноги сланец и швырнула в него. Он подобрал сланец и отшвырнул еще дальше в сторону улицы. Она бросила второй… Самое интересное, что это ничуть не было похоже на скандал, оба то и дело начинали хохотать. В конце концов мужчина подобрал оба сланца и принес женщине – видимо, в качестве акта примирения. И они уже более спокойно начали что-то обсуждать. Вобщем, настоящий Юг Италии.

 
 
От пьяцы Карита мы пошли обратно к морю по виа Толедо. О ней хочется снова сказать словами Павла Муратова:

«Чтобы видеть толпу, действительно переполненную безотчетной, нерассуждающей и суеверной радостью существования, надо пройтись по главной улице Неаполя, знаменитой via Toledo. Ее тесные и грязные тротуары с утра и до позднего вечера запружены народом, умеющим быть счастливым от простого сознания своего бытия. Все эти люди никуда не спешат, но вместе с тем они и не убивают времени до отчаяния равнодушно. Неаполитанец живет только тогда, когда испытывает удовольствие. Он умеет наслаждаться своей ленивой и легкой походкой, своим ярким галстуком, сияющим небом над головой, ощущением на лице морского ветра, шумом колес, хлопаньем бичей, пестрыми нарядами встречных женщин и запахом съестного, вырывающимся из широко открытых дверей ресторана. На Толедо собрано все, что он любит в мире. И никакое другое человеческое существо не любит мир такой крепкой, упорной, животной любовью.

После нескольких дней пребывания иностранец начинает находить вкус в медленной прогулке вверх и вниз по via Toledo. […] Скоро он начинает предпочитать эту улицу, - самую оживленную улицу во всей Европе, - уставленной скучными дорогими отелями набережной, Ривьера ди Киайя. Все плохие качества неаполитанского народа: предательство, лукавство, корыстолюбие и порочность – можно простить за прекраснодушное увлечение такой невинной вещью, как хождение взад и вперед по главной улице. Есть что-то заразительное в этом увлечении. Когда, под вечер, приближаешься к Толедо по усеянной балконами узкой и шумной страда ди Киайя, невольно и сам начинаешь спешить, точно впереди ожидает какое-то необыкновенное зрелище!
».

 
 

 
Наш день в Неаполе между тем подходил к концу. Мы были в этом городе лишь несколько часов, и я ни в коем случае не претендую на то, что поняла этот город лучше других его гостей. Но Неаполь остался в моем сознании особенным итальянским городом, совсем не похожим на другие, которые я видела до сих пор. И что самое главное – расставаться с ним не хотелось. И хочется вернуться туда еще.

 

 

Источники информации:
1. Павел Муратов. Образы Италии.
2. Web-сайт http://www.spu.ru/

Автор фотографий –[info]muzalewsky

 


 
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=