Главная Рассказы туристов Италия. Прогулки по Милану: Дуомо

Италия. Прогулки по Милану: Дуомо

"Нет ничего легче, как оказаться несправедливым к Милану и составить о нем вовсе неверное впечатление. Путешественник, спустившийся в равнины Ломбардии с высот Симплона или Сен Готтарда, спешит дальше; нетерпение мешает ему увидеть Милан, и едва ли ему запоминается здесь что-либо, кроме радостного итальянского неба, раскинувшегося над крышами домов и белыми стрелками Дуомо. Путешественнику, возвращающемуся на север из Рима или Венеции, Милан кажется европейским городом средней реки, лежащим вне пределов истинной Италии и связанным с нею лишь слабой связью. […]
Чтобы избежать таких впечатлений, надо не быть в Милане проездом, но хотя бы немного жить в нем. […]
Пребывание в Милане, может быть, научит примириться и с итальянской современностью. Всем нам, гостям Италии, давно следовало бы вменить себе это в обязанность. Глядеть на итальянские города только как на музеи, кладбища или романтические руины, для коих нынешние обитатели составляют лишь не всегда удачный стаффаж, - значит грешить против гостеприимства, которое нам оказывает страна и нация. Эта нация живет, дышит, существует; у нее есть не только прошлое, но и настоящее. Мы должны приянть его, должны найти в себе такт не противопоставлять современную Италию Италии прошлого, иначе мы не будет достойны ни той, ни другой".

Павел Муратов. Образы Италии.
 
У нас не было возможности пожить в Милане, как советовал Муратов – мы были там всего-то неполных два дня. И все же мы чувствовали свое громадное преимущество перед туристами, которых завозят в Милан на 3-4 часа, чтобы показать Дуомо плюс пару-тройку достопримечательностей и тут же увести дальше – в Венецию, Флоренцию, Рим. О нет, не зря мы теряли оплаченную ночь в Лидо ди Езоло и оставались с ночевкой здесь, в Милане – нам хотелось хоть немножко почувствовать этот город.

Он уже успел вызвать симпатию своими улицами в стиле модерн и старинными трамваями. А эмоции, которые вызывает Дуомо, трудно описать словами! Он кажется таким знакомым, эту нарядную белую громадину, рассекающую небо многочисленными шпилями, мы так часто видели на картинках или в фильмах, но все равно захватывает дух от его эффектной, величественной и вместе с тем такой изящной и тонкой красоты.



Рядом с ним хочется остаться – сидеть в кафе, или на ступеньках памятника Витторио Эммануэле II, или просто на каменных плитах мостовой – и смотреть, наслаждаться, вбирать в себя его теплый свет. Думаю, излишним будет говорить, что так мы и сделали :)

 

Пока мы рассматриваем его - немного истории. Полное название собора – Duomo Santa Maria Nascente (Святая Мария Рождающая). Существуют разные легенды происхождения названия – то ли у тогдашнего правителя Милана Джана Галеаццо Висконти не было детей и он просил Мадонну послать ему сына; то ли все женщины Милана страдали от того, что у них рождались только девочки и опять же молились Мадонне о сыновьях. Так или иначе 23 мая 1386 года архиепископ Антонио ди Салуццо заложил первый камень в строительство собора.

 

Собор было решено строить в готическом стиле, а так как стиль этот в Италии не особо распространен, то специалистов пригласили из Франции и Германии. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году — после того как его торжественно открыл святой Карл Борромеи.

В 1769 году появился 104 -метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы. После чего появился декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города (на крыше «нарушителя» — небоскреба «Пирелли» — установлена точная масштабная копия статуи Мадонны).

135 мраморных шпилей устремляются в небо, на вершине каждого шпиля статуя, а всего собор украшен более чем двумя тысячами статуй.

 

 


Фасад собора был завершен лишь в 1813 году, к коронации Наполеона. Но работы не завершились и после этого – еще полтора века продолжалась отделка интерьера, а последнюю бронзовую дверь навесили уже в 1965 году. Итого в общей сложности строительство Дуомо продолжалось 6 веков!

 

 


Но оторвем ненадолго взгляды от Дуомо и рассмотрим площадь, раскинувшуюся перед собором - Piazza Duomo.

 

 


В центре площади конная статуя короля Витторио-Эмануэле II, объединителя Италии, памятники которому есть чуть ли не в каждом крупном итальянском городе.

 


Справа от собора – Королевский дворец (Palazzo Reale), в котором сейчас помещается Музей современного искусства и Музей Дуомо. Слева – Галерея того же Витторио-Эмануэле II, грандиозное сооружение, похожее на улицу, накрытую сверху стеклянным куполом.

 

 


Галерея строилась 12 лет и была открыта 30 декабря 1877 года – кстати, король лично присутствовал при открытии. Рядом с каждым из четырех выходов галереи выложены мозаики с изображением гербов четырех итальянских городов: Милана (красный крест на белом фоне), Рима (капитолийская волчица), Флоренции (красная лилия) и Турина (бык).

 

В самой галерее расположено множество магазинов и ресторанов – и с дорогущим кафе Biffi спокойно соседствует МакДональдс.


Еще левее от галереи – лестница с витыми решетками, ведущая в туристический информационный офис (Ufficio Informazioni Turistiche). Офис находится в бывшем здании гостиницы Albergo diurno Cobianchi – дословно дневная гостиница Cobianchi. Это сеть гостиниц, которая была создана в начале XIX века предпринимателем из Болоньи Клеопатро Кобианки. О них – а точнее, именно о миланской гостинице – писал Генри Мортон:

«Мой приятель, итальянский журналист, привел меня в знаменитую Галерею, что находится между собором и оперным театром Ла Скала. Возможно, это самая красивая аркада в мире. В ней есть несколько лучших миланских магазинов, кафе, ресторанов, туристских агентств и даже альберго диурно. Мужчина, у которого внешний вид на данный момент не в полном порядке, может посидеть там в гостиной, посмотреть телевизор, пока ему гладят костюм. Он может подстричься, сделать маникюр, приобрести билет в театр, купить билет до Нью-Йорка, если хватит денег. Может даже взять напрокат зонтик. Мне сказали, что эти дневные гостиницы имеются во всех больших итальянских городах. Находятся они обычно в стороне от центра, и знают о них местные жители, а не иностранцы. Идея их создания принадлежит человеку по имени Клеопатро Кобианчи». (Henry V. Morton. A Traveller In Italy)  

К написанному можно еще добавить, что к оформлению гостиниц Кобианки привлекал самых известных дизайнеров того времени и дизайн был выполнен в стиле либерти и арт-деко.

 

 


Сейчас в помещении миланской гостиницы Кобианки нельзя сделать маникюр, зато можно получить карту Милана и консультацию приветливых сотрудников туристического офиса. С нами, кстати, произошел небольшой казус – отправляясь в Милан, мы забыли распечатать план проезда к нашей гостинице. Правда, мы знали точный адрес, но, так как гостиница находилась не в центре, найти ее на обычных туристических картах не могли. Девушка из турофиса сообщила, на каком транспорте доехать, на какой остановке выходить и показала на карте, где ближайшая трамвайная остановка.

После заселения в гостиницу мы отправились на прогулку по вечернему Милану – старинный трамвай привез нас обратно в центр и мы неторопливо побрели в сторону Дуомо. В планах было присесть в кафешке и перекусить, - и желательно, конечно, чтобы в качестве десерта предлагался вид на собор. Но по мере приближения к площади цены становились все выше и выше (что неудивительно!) – кусок пиццы стоил сначала 7 евро, потом 8, 10, а потом и все 12. Мы уже решили было просто присесть на лавочку и перекусить собственными фруктами и вином, как вдруг увидели на самом козырном месте прямо напротив Дуомо… МакДональдс! И даже столики на улице были, причем совершенно свободные. И что особенно приятно – оказалось, что в итальянском МакДональдсе разливают пиво, причем недорогое. Ну да, все, конечно, скажут, что ходить в Италии в МакДональдс – это преступление, но нам совершенно все равно было, чем заморить червячка, намного важнее было насладиться красотой Дуомо.

 

У собора почти отсутствует ночная подсветка, но от света фонарей на площади и яркости мрамора создается ощущение, что собор светится сам по себе. Как будто он вбирает в себя тепло солнечных лучей в течение дня и отдает его в пасмурные или темные часы. Мы искренне посочувствовали людям, которые, как писал об этом Муратов, бывают в Милане лишь проездом на несколько часов и успевают увидеть Дуомо только в одно время суток… потому что он всегда разный – в ясную или пасмурную погоду, при свете дня или в ночные часы… им надо любоваться долго и смаковать каждую минуту!

 

 


А еще обязательно нужно подняться на крышу собора – не столько ради видов, которые открываются оттуда, хотя и они очень хороши, сколько ради того, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к многочисленным статуям святых, которые украшают собор. Их и с крыши-то не все можно рассмотреть, а уж с земли и подавно!

 


Поэтому утром следующего дня мы снова приехали к Дуомо. Подняться наверх можно на лифте, можно пешком по винтовой лестнице. И лифт, и лестница выводят на первый уровень, откуда можно подняться еще выше, но теперь уже только пешком. Поэтому красота открывается взору постепенно.

 

 

 


Поражает то, насколько тщательно проработаны и выполнены детали отделки собора – ведь во время строительства явно не предусматривалась возможность для публики подняться сюда и рассмотреть выражения лиц и подробности одеяния святых.

 

 

 

 
На самом верху крыши можно гулять, как по бульвару, подойти совсем близко к статуе Мадонны, рассматривать виды Милана с обеих сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 


Но я в каком-то расслабленном и блаженном настроении опустилась на каменные ступени и минут десять просто грелась на солнышке.

 

 

 
Город, встречи с которым я немножко опасалась, который ожидала увидеть слишком большим, слишком гламурным, слишком суетным, показался мне уютным и близким – пожалуй, мы понравились друг другу :)

 

 

 
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=