Главная Рассказы туристов Incredible India. Как мы искали место просветления Будды

Incredible India. Как мы искали место просветления Будды

Вы, наверное, слышали о Будде? О том самом Будде Шакьямуни, основателе буддизма? Конечно, слышали, как и я. Но вот чего я не знал до поры до времени – это то, в каком именно месте царевич Сиддхартха Гаутама стал Буддой, достигнув просветления. И вот, находясь в индийском городе Варанаси, я прочитал, что великое пробуждение произошло с Буддой именно в окрестностях города. Упускать такой случай было нельзя, поэтому мы нашли бодрого сына Индии, который обещал на своей трехколесной повозке довезти нас пятерых до Сарнатха.


 
Сарнатх, ранее отдельный городок, сейчас является пригородом Варанаси. От условного центра Варанаси до Сарнатха – примерно двадцать пять километров. Правда, проехать такое расстояние на моторикше – совсем не то, что внутри уютного лимузина. Совсем не то, а намного большее! Но о моей любви к тук-тукам (которую, впрочем, разделяли далеко не все члены нашей команды) я расскажу отдельно.

По дороге я умудрялся заглядывать в путеводитель, где вычитал, что Сарнатх является для буддистов всего мира тем же, чем Ватикан для католиков и поэтому буддистские общины разных стран возвели там свои храмы. Сравнение с Ватиканом, мне кажется, не очень корректное. Более точно сказать, что Сарнатх для буддистов – как Иерусалим для христиан. Первый из храмов, которые мы увидели, был храм в форме пагоды, сооруженный японскими буддистами. Внутри была статуя лежащего Будды, полутьма и полу-прохлада. Надо сказать, что в конце января в Северной Индии в целом не жарко, но после полудня солнышко может немного припекать. Так что мы посидели там немного на полу – то ли отдыхали, то ли медитировали… На территории храма есть розовые кусты и небольшие строения. Около одного из них, в галерее, сидел японский студент (мы так решили). Надо сказать, что уже в японском дворике мы почувствовали особую атмосферу этого места, но сначала списали все на чисто японское влияние. Буквально через стенку от японского храма на пустыре находится буддийская ступа из белого мрамора (не записал сразу, кем она сооружена, а в Инете найти не смог). Кое-кто из нас с радостным умилением закричал «Стуу-уупа!». Дело в том, что кое-кто из нашей компании был в прошлом году в Калмыкии, где мы обошли кругом много ступ. И вот сейчас, после двухнедельного вояжа по индуистским храмам, буддийская ступа воспринималась как что-то родное. Около ступы человек с палкой пас коз. Человек вот, а козы в кадр не вошли. Следующий буддийский храм, который мы увидели, был построен в XIX веке и го строительство фактически совпало с возрождением индийского буддизма. История довольно парадоксальная. Буддизм зародился в Индии и довольно долго активно там развивался. Буддистами было несколько императоров. Однако буддизм так и остался, в основном, религией индийской элиты. Как итог – после мусульманского вторжения в VIII веке буддизм стал «сдавать позиции», в то время как индуизм пережил своеобразный «ренессанс». Так что, «завоевав» почти всю Юго-Восточную Азию, из самой индии буддизм ушел. Возвращение буддизма пришлось на XIX век, но и сегодня он не очень распространен – буддистами является 0,7% индийцев.

Рядом с этим храмом находится и дерево бодхи, около которого Будда достиг просветления. Ну, точнее, потомок того дерева. Там на нас тоже нашло такое просветление, что мне даже лень было нажимать на спуск фотоаппарата. Поэтому дерева вы не увидите.

Надо сказать, что в Сарнатхе можно не только посещать храмы, но и просто побродить по улицам – атмосфера там очень приятная, непохожая на остальной Варанаси. Улицы чистые, торговцы не навязчивые, много буддийских монахов разного возраста. Вот совсем молодые адепты учения, что-то оживленно обсуждающие. Последнее место в Сарнатхе, куда мы добрались, это археологический парк. Хотя именно это место – один из древнейших памятников Индии (оттуда, например, лев с флага страны), у нас было ощущение, что мы оказались в другой стране. Тишина. Зеленая травка. Нет мусора (почти). Никто не кричит, не бибикает, не пристает ни к кому. Люди какие-то спокойные, расслабленные. Как-то радостно расслабленные. Некоторые явно не-индийского происхождения, может быть, здесь собирается азиатская буддийская диаспора? Мы тоже упали на траву и некоторое время релаксировали, глядя на ступу Джамекх. Эта ступа – один из древнейших памятников буддизма в Индии. Она была построена в V веке нашей эры на месте более ранней постройки. По легенде, именно на месте этой ступы Будда произнес свою первую проповедь после просветления. До мусульманского нашествия вокруг ступы был огромный монастырь, где жило свыше 1500 монахов (об этом написал китайских путешественник, забредший в эти края в начале нашей эры). Помимо археологических древностей, атмосферу месту придают вполне живые, современные буддийские монахи и их учителя, которые проходят периодически с шествиями и проводят разные семинары, постигая буддийскую ученость. Кстати, помимо буддийских монахов, мы видели там группу женщин в передничках и косыночках, похожих на костюмчики девочек из европейской католической школы XIX века. Может, это и были местные христианки? Не знаю. Смотрели они на нас как-то недоброжелательно, поэтому подходить и спрашивать я не стал. После просветления мы поехали в отель, и были настолько возвышенны, что даже не сильно ругались на нашего моторикшу, который пытался посадить в тук-тук шестого пассажира, а когда мы не позволили, попытался отвезти нас в чужой отель.

P.S. Вот и доверяй путеводителям! Уже приехав в Россию, прочитал, что на самом деле Будда просветлился не в Сарнатхе, а в Бодхгайе. Это, вобщем, по индийским меркам не очень далеко – около двухсот километров. Но первую проповедь Будда произнес точно в Сарнатхе. Да и дерево бодхи в Сарнатхе не поддельное - выросшее от черенка того самого, легендарного.
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=