Главная Рассказы туристов Тайны Хэмптон-Корта

Тайны Хэмптон-Корта

В пасхальный день 1986 года над Покоями Короля в Хэмптон-Корте вспыхнул пожар. Обвалился потолок, была повреждена обстановка и мебель. К сожалению, этим не обошлось. В огне погибла и одна из жительниц Хэмптон-Корта – леди Гейл. Стоп, спросите вы, в каком смысле – жительница?.. что она там делала? Ведь Хэмптон-Корт – это огромный музей?
 
Вобщем, да, в значительной части музей. Долгое время, начиная с Генриха VIII, отобравшего дворец у кардинала Вулси, и Георга II, Хэмптон-Корт был официальной королевской резиденцией. Георг III дворец не любил, и именно при нем появилась практика «пожалования апартаментов». Неиспользуемые помещения жаловались в пожизненное пользование (без права наследования и продажи, насколько я понимаю) заслуженным придворным или просто знатным, но обедневшим знакомым королевской семьи. Большей частью это были вдовы, но иногда и семейные пары. При них часто росли дети, для которых королевский дворец был домом, местом игр и уединения. Последние приказы на пожалование апартаментов были выписаны в 1980-х годах правящей королевой. Впрочем, посмотреть на пожалованные апартаменты вам вряд ли удастся. В лучшем случае где-нибудь в коридорчике вы наткнетесь на неприметную дверь с обычным квартирным номерком и звоночком. Что же остается на долю обычного посетителя, у которого нет знакомых среди королевской родни?.. Остается шесть маршрутов по дворцу, каждый из которых начинается и заканчивается в одном из центральных дворов. Три маршрута посвящены Генриху VIII (его правлению в целом, его молодости и королевской кухне), остальные три - Вильгельму III, Марии II и Георгу II. Бесплатную карту с описание маршрутов можно взять в информационном центре. Советую не пожалеть еще 4.99 и купить путеводитель - есть и на русском языке в том числе. Хотя во дворце сохранилось кое-что из обстановки, и хранители прилагают видимые усилия для создания антуража, все-таки почувствовать атмосферу удается не везде. Только в коридоре, ведущем к королевской капелле, на миг пахнуло холодом – возможно, это было привидение Екатерины Говард, которая бежала по ковру к капелле, вырвавшись из рук стражников и надеясь умолить Генриха, уверить его в своей невиновности. Увы, ее схватили прямо перед дверью часовни, где молился мрачный король. Там, где обстановка не складывается в гармоничное целое, взгляд ловит детали. Вот витражные окна отражаются в серебряном блюде и бросают отсветы на деревянный пол. Вот качественная работа художника по тканям. Вот любопытная деталь – подушки, брошенные на пол, на них сидела стража. Играет свет на стеклянной посуде. На кухне - деревянные столы, глиняные миски, в камине горит огонь. На вертеле - муляжное мясо. В чем-то даже трогательно, но неубедительно. Не веришь в реальную кухню, где на столах нет пятен от жира, где на полу не валяется луковичная шелуха, где нет запаха дыма и специй. Пожалуй, самая убедительная деталь – вот эта доска. В это окно ставили готовые кушанья, которые подхватывались слугами и доставлялись к королевскому столу. Гладя эти глубокие борозды, веришь, что эта доска – и правда современник Тюдоров.
Кстати, в помещениях королевской кухни есть вполне современное кафе - можно попить кофе, погружаясь мыслями в прошлое. Еще одно любопытное место для отдыха есть в покоях Вильгельма III. Маленькая комнатка, где стоят потертые кресла и какой-то умеренно антикварный комодик. Сначала не понимаешь, что это – тоже часть экспозиции? Но потом видишь неброскую табличку «Комната отдыха посетителей». Можно зайти, посидеть в мягких креслах. Сатир и нимфы. Редкое партнерство - Рубенс и Снайдерс написали эту картину вместе. Рубенс славен своими обнаженными женщинами пышных форм, а Снайдерс – грудами умерщвленной дичи в мясных лавках. Здесь каждый привнес свое и спящие нимфы выглядят брошенными на прилавок кускам плоти. Пожалуй, самые интересные маршруты дворца все-таки связаны с Генрихом VIII. Несмотря на то, что порой обстановка кажется скудноватой и воображению негде разгуляться, шаг за шагом ты начинаешь лучше понимать эту противоречивую фигуру. Многие пытаются найти ответ на вопрос – как в обрюзгшего тирана и женоубийцу превратился веселый, образованный принц, которого многие считали образцом ренессансного правителя? Знавший иностранные языки, музыку и не чуждый поэзии, приглашавший к себе Томаса Мора, чтобы, стоя на крыше Хэмптон-Корта, поговорить с ним о движениях звезд и планет?..

На мой взгляд, ответ на вопрос как раз и связан с понятием Ренессанса. Мы забываем порой, что «человек эпохи Возрождения» - это не восторженный созерцатель чудес природы. Духовное раскрепощение имело и оборотную сторону. Человек эпохи Возрождения – это страсти, эмоции, сильные чувства и сильные жесты. Не всегда эти жесты были безопасны для окружающих. Драчун Микеланджело, убийца Челлини, уголовник Караваджо были не такими уж исключениями.

Вера в человеческие силы у гуманиста Эразма преображалась в веру в человека, а у правителя Генриха – в осознание своей личной, непререкаемой силы. И искреннее недоумение, когда люди, и даже сама природа не хотят подчиняться этой силе. Например, когда не рождается долгожданный наследник. И – летит голова с плеч у Анны Болейн. Даже и в неслыханном обжорстве Генриха VIII есть тоже что-то ренессансное, раблезианское.

Так что поздний Генрих VIII – это не противоположность человеку Возрождения. Это, скорее, темная сторона самого Ренессанса. Таковы мои мысли, конечно, в сильно упрощенном виде. Но прочь из мрачных апартаментов! Скоро уже закрываются сады, а мы еще не побывали в зеленой жемчужине Хэмптон-Корта. Вы, конечно, поняли, о чем речь. Слово Джерому К. Джерому:

«Гаррис спросил, бывал ли я когда-нибудь в Хэмптон-Кортском лабиринте. Сам он, по его словам, заходил туда один раз, чтобы показать кому-то, как лучше пройти. Он изучал лабиринт по плану, который казался до глупости простым, так что жалко было даже платить два пенса за вход. Гаррис полагал, что этот план был издан в насмешку, так как он ничуть не был похож на подлинный лабиринт и только сбивал с толку. Гаррис повел туда одного своего родственника из провинции. Он сказал:
- Мы только зайдем ненадолго, чтобы ты мог сказать, что побывал в лабиринте, но это совсем не сложно. Даже нелепо называть его лабиринтом. Надо все время сворачивать направо. Походим минут десять, а потом отправимся завтракать.
Попав внутрь лабиринта, они вскоре встретили людей, которые сказали, что находятся здесь три четверти часа и что с них, кажется, хватит. Гаррис предложил им, если угодно, последовать за ним. Он только вошел, сейчас повернет направо и выйдет. Все были ему очень признательны и пошли за ним следом. По дороге они подобрали еще многих, которые мечтали выбраться на волю, и, наконец, поглотили всех, кто был в лабиринте.
Люди, отказавшиеся от всякой надежды снова увидеть родной дом и друзей, при виде Гарриса и его компании воспряли духом и присоединились к процессии, осыпая его благословениями. Гаррис сказал, что, по его предположению" за ним следовало, в общем, человек двадцать; одна женщина с ребенком, которая пробыла в лабиринте все утро, непременно пожелала взять Гарриса под руку, чтобы не потерять его.
Гаррис все время поворачивал направо, но идти было, видимо, далеко, и родственник Гарриса сказал, что это, вероятно, очень большой лабиринт.
- Один из самых обширных в Европе, - сказал Гаррис.
- Похоже, что так, - ответил его родственник. - Мы ведь уже прошли добрых две мили. Гаррису и самому это начало казаться странным. Но он держался стойко, пока компания не прошла мимо валявшейся на земле половины пышки, которую Гаррисов родственник, по его словам, видел на этом самом месте семь минут тому назад».
Хэмптон-Кортский лабиринт.
Увы. Есть ощущение, что лабиринт с тех пор сильно сократился (хотя цена выросла с двух пенсов до трех фунтов). Нам так и не удалось в нм заблудиться, хотя, признаюсь, в какой-то момент мне показалось, что мы идем уж слишком долго для такого небольшого лабиринта. Но еще немного «поворачиваний направо», и мы вышли к центру лабиринта – а потом успешно повторили путь в обратном направлении.
Хэмптон-Корт. Знаменитые печные трубы - все разные.

Еще одна мечта была исполнена. Цветущими садами бредем обратно.
P.S. Наша поездка в Хэмптон-Корт состоялась при любезной помощи агентства VIPLondonTour. Еще рассказы о резиденциях разных правителей:

Ночное шоу в Версале.
Яхта «Британия» - плавучая резиденция королевы Елизаветы II.
Холируд-Хаус и трагическая история Марии Стюарт.
Замок Сан-Джорджо – цитадель герцогов Гонзага.

0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=