Главная Рассказы туристов Транспорт в Индии: советы бывалых путешественников.

Транспорт в Индии: советы бывалых путешественников.

16Транспорт в Индии - это отдельная история. Зачастую, проехаться из одной точки в другую в Индии - это целое приключение :)   Городские и междугородние автобусы в Индии бывают разные. Есть частные компании, а есть государственные. И те, и другие предоставляют автобусы разного класса, по разной цене. Как правило, в частных автокомпаниях выбор больше. Государственные больше "напирают" на дешёвые автобусы для бедных слоёв населения. И вот эти дешёвые автобусы - полный экстрим! )))       
60


Автобусы.
9
Городские и междугородние автобусы в Индии бывают разные. Есть частные компании, а есть государственные. И те, и другие предоставляют автобусы разного класса, по разной цене. Как правило, в частных автокомпаниях выбор больше. Государственные больше "напирают" на дешёвые автобусы для бедных слоёв населения. И вот эти дешёвые автобусы - полный экстрим! ))) Они очень старые, 40-50-летние, без окон, а с железными жалюзи на оконных проёмах. Без дверей, а только с дверными проёмами. С жёсткими сиденьями и железным полом. Эти допотопные автобусы подпрыгивают на каждой кочке и их болтает из стороны в сторону. Особенно страшно ехать, когда крыша автобуса нагружена тюками и ящиками сверх всех норм и пределов. В сочетании с дичайшим лихачеством водителей, старые индийские автобусы в мнговение ока делают даже самых атеистических пассажиров религиозными - в первую поездку вы будете усердно молиться )))
Билетики продаёт кондуктор, он же и следит за остановками,и когда все пассажиры залезли, он дёргает за верёвочку, которая протянута вдоль всего потолка салона и связана с колокольчиков над местом водителя - это даёт водиле право начинать движение.
Чаще всего это автобусы индийской национальный марки Tata, Ashok Leyland, Swaraj или Mahindra.
35
Конечно, есть и автобусы среднего класса, где всё заметно лучше и ездят они безопаснее. Также есть и комфортабельные Volvo, где работает кондишка и всё очень удобно и приятно. Но лихачества это совсем не отменяет, поэтому особо впечатлительным особам лучше чем-то себя занять в поездке, или крепко держаться за руку более опытного спутника :) Цена на билет колеблется от 1 до 2 рупий за километр. В городских маршрутах автобусов цена билета тоже зависит от количества остановок (по зонам), и надо говорить кондуктору, где ты выходишь, чтобы он отщипнул и продырявил нужно количество билетиков разного номинала.
Совет: если нет возможности ехать в комфортабельном автобусе Volvo и нет желания растрясти внутренности, то езжайте на поезде или машине.
Рикши.
4
В Индии, как и во многих южноазиатских странах есть рикши. Они делятся на два вида: велорикши и авторикши. Велорикши - умирающий вид, их почти не осталось, но зато они очень дешёвые.

Авторикши (туктуки) - это технологическое нечто. Двухтактный "газонокосилочный" моторчик сзади, три колеса и тент. По техпаспорту туктук может перевозить только одного водителя и двух пассажиров, но на деле туда может запросто забиться целая индийская семья из 5-6 человек, вместе с багажом )) И это чудо всё равно будет ехать, юрко просачиваясь между дорожными заторами.
16
В финансовом и туристическом центре Мумбая авторикши запрещены, там более чем хватает услуг такси. На всех рикшах установлены счётчики, которые имеет право запускать пассажир. Но ездить по счётчику рекомендую не всегда. Они - старого производства, с тех пор в Индии произошла многократная инфляция и цены совсем другие. Поэтому стоимость проезда определяется по таблице, где расписаны эквиваленты в рупиях показателям счётчика (в рупиях и пайсах, в старых ценах). Таких таблички продаются на автовокзалах, но если у вас её нет, то водитель скажет цену от балды, поэтому лучше договариваться о цене поездки заранее, торгуясь и выбирая между несколькими рядом стоящими рикшами, либо там где они часто проезжают - чтобы всегда можно было демонстративно покинуть особо зажравшегося водилу и пойти к другому. Такой метод торговли работает как среди таксистов, так и среди любых торговцев вообще.
11
Совет: не пользуйтесь услугами рикш после заката, они часто напиваются и становятся неадекватными (у индусов очень слабая устойчивость к алкоголю). Днём они вполне нормальные.

Такси.
52
Такси в Индии тоже очень пользуются спросом. Марки самые разные - от старых ФИАТов и Амбассадоров до новых Tata и Suzuki.Они дороже, чем авторикши, но и существенно удобнее. Дороже стоят новые авто, с кондишками. Счётчики там работают по той же схеме, за исключением совсем новых моделей, где сразу показывается цена в актуальных тарифах. Но, опять же, лучше торговаться. Цены на проезд из точки А в точку Б, в устном изложении таксистов могут разниться в несколько раз. Удобно, когда не первый раз ездишь по одному и тому же маршруту, и знаешь приблизительную цену. Если не знаешь, то торгуйся. Скидывай названную водителем цену в 2-3 раза и начинай "подъём вверх" именно с этой точки. Старайся выбирать такси или авторикшу в тех местах, где их стоит несколько.
Амбассадор несмотря на возраст - очень мягкая машина, ехать в ней приятно и удобно.
   
Местные турфирмы предпочитают возить туристов в больших и комфортабельных машинах - джипах Tata или Chevrolet, или в минивэнах Toyota. Если вы заказываете турпакет по определённой местности, то возить вас будет личный водитель в таком авто.  
 
Совет: тот же совет, что и по рикшам. И, конечно если хотите ехать по договорной цене, то выбирайте хотя бы вторую-третью машину, торгуйтесь.

Мотоциклы и скутеры.
Моторные двухколёсники - мотоциклы и скутеры очень распространены среди индусов. Это - один из основных семейных видов транспорта. Зачастую на мотоциклах ездят 2-3 человека: муж, жена и ребёнок. Причём те индийские женщины, которые придерживаются традиций в одежде и носят сари, сидят на мотоцикле боком, позади мужа.
Совет: несмотря на моду арендовать скутеры среди туристов на Гоа, лучше этого не делать. Индийские гаишники скорей всего не признают ваши права за действительные и будут пытаться крупно оштрафовать вас, или даже отнять права.

Украшения и религиозная "страховка".
Индусы любят украшать свой транспорт, особенно - грузовики, авторикши и автобусы. На них лепят разные наклейки с изображением божеств, святых имён и символов. Или раскрашивают таким же образом. На приборной панели всех, и дешёвых и дорогих транспортных средств всегда есть мини-алтарики, по которым запросто можно определить вероисповедание водителя. Эти алтарики необходимо содержать в чистоте и регулярно украшать мини-гирляндочками из цветов, которые продаются на рынках и снующими между маших на светофорах и пробках торговцами. Некоторые водители также подвешивают снаружи машины лайм (лимончик) или чеснок. Все эти процедуры заменяют страховку и являются, как верят местные, мощным оберегом от тёмных сил.
На мой взгляд, правил дорожного движения в Индии нет.  Очень редко в больших городах можно встретить светофор или регулировщика (обязательно в будке или на постаменте). Главное правило - всё время сигналить! Тем самым, сообщая о своём присутствии здесь :) А ещё таксист, если не знает дорогу, может прямо на ходу высунуться из окна и выяснять дорогу у водилы соседней колымаги :) Причём уровень аварийности на дорогах Индии значительно меньше, чем в России или Латвии. В чём причина - то ли в постоянном бибиканьи, то ли в более низких скоростях их транспортных средств в среднем - я не могу сказать.

Поезда.

Индийские поезда – это целая эпопея! Помните те фотографии, где с паровозов свисают гроздья людей, по сотне человек на каждом вагоне? Это, к счастью уже в прошлом, но сам дух остался. Попробуйте купить билет в вагон слипер-класса (sleeper-class) и бурные эмоции вам обеспечены! Проезд в таком вагоне стоит дёшево, но та публика, которую вы там встретите, останется в вашей памяти навсегда:

Пассажиры – индусы нижнего среднего класса, и белые хиппари. Весьма общительные люди, но приятные.

Разносчики чая и т.н. кофе. Они с утра до вечера носят по вагонам бидоны с чаем, и за 5-6 рупий через краник наливают вам в бумажный стаканчик нечто, называемое чаем или кофе.

Проводники. В чёрных строгих костюмах и порой в белых кроссовках.

Попрошайки. Делятся на 6 типов:

Калеки. Реальные калеки без конечностей или перекошенные. Вызывают огромную жалость и сочувствие.

Уборщики. Калеки либо дети, которые сначала проползают по вагону, подметая его куском веника, а потом проходят обратно, прося деньги за «уборку» (в кавычках, т.к. качество уборки – не блеск).

Дети. Их просто жалко. Они выглядят очень грязно и голодно, и при этом трудно им не подать ещё и по той причине, что они настойчивее взрослых.

Трансвеститы (хиджры) (http://www.newsland.ru/news/detail/id/331156/). Женщины в мужском теле. Как правило, одеты неплохо. Но их категорически нельзя касаться, они – неприкасаемые. Коснёшься их – сам станешь неприкасаемым в глазах окружающих. Поэтому пассажиры, если и подают им монетку, то строго не касаясь их.

Торговцы едой. Либо из вагона-ресторана, т.е. лицензированные; либо со станции, т.е. могут запечь «собаку» в пирожок. И те и другие тогруют выпечкой, рисом в разных вариациях, а также овощами и фруктами. Овощники способны в большой корзине, где они несут весь свой ассортимент, за 3 минуты на коленке нарезать вам салат и заправить его маслом и перцем. Но не рекомендую питаться ни у тех, ни у других. Лучше купите в дорогу свежих фруктов и бутилизированной минералки. Фрукты лучше мыть гигиеническими салфетками – исключаете риск заразы. Впрочем, этот риск ненамного выше, чем в нашей стране.

Торговцы всякой всячиной, или прессой. Что про них сказать – качественным товаром они не торгуют, как и в наших поездах.

Туалеты в индийский поездах делятся на 2 типа – индийские (Indian style) и наши (Western style). В каждом вагоне есть 4 кабинки, три из них индийские, один западный. Индийский – это очко в полу, западный – с унитазом. В обоих есть рукомойники. Изредка в более высоких классах встречается туалетная бумага и жидкое мыло.

Конечно, если вы решили ехать на поезде, то нужно выбрать класс повыше – AC2 или AC1. AC2 – это тоже плацкарт, но в нём – только 6 полок в каждом ряду, и они отгораживаются от прохода шторками на липучках, которые никто кроме пассажиров этих полок не может открывать. Впрочем, порой этот запрет игнорируется разносчиками чая.

В редком вагоне класса AC1 всего 4 полки и есть дверь. Но цена билетов в AC1 приближается к цене внутреннего авиа-перелёта, и выбор путешествующих чаще всего склоняется в пользу самолёта.

Главное отличие плацкартов типа AC1/2/3 от типа Sleeper class – наличие кондиционера. И это же – огромный минус этих вагонов. В жарком климате Индии существует культ кондишек. На протяжении всей поездки кондишка будет работать на полную катушку и даже выданные одеяла, подушки и простыни не спасают от замерзания и даже от простуды. А учитывая, что поездки в спальных вагонах редко бывают короче 10 часов, уж лучше раскошелиться на самолёт или на машину с водителем. Самолёт ещё и быстрее в 4-5 раз будет.

Совет: старайтесь не выбирать железнодорожные поездки дольше 6-7 часов, т.е. спальные. В сидячих AC-вагонах ещё можно ехать.

Самолёты.
Внутренних авиа-маршрутов в Индии довольно много, сеть вполне развита. Между главными городами и туристическими точками вполне можно перемещаться по воздуху (не на ковре-самолёте, разумеется). Стоимость билетов выше, чем в поездах, но в целом совпадает с ценами на перелёты аналогичной дистанции авиа-компаниями дискаунтерами по Европе. Самолёты чаще всего новые и уютные. Правда, с обслуживанием случаются казусы. Например, на рейсе Бангалор-Мумбаи несмотря на то, что все напитки и закуски платные, стюардессы прошли по салону, обслужив абсолютно всех пассажиров, кроме нас – на нас даже не взглянули. Все остальные пассажиры были индийского происхождения. Редкий случай, потому что в целом индусы неприязнью к белым не страдают и даже наоборот, восхищаются нами.

Аэропорты в Индии разные, но в целом довольно новые. Совсем новый аэропорт построили пару лет назад в Бангалоре, он очень удобный, большой и чистый. От центрального вокзала к нему ведёт широкая магистраль, и уже строится железная дорога.
В Мумбаи аэропорт тоже приличный и большой, но внутрь его разрешается входить только пассажирам. Провожающие и встречающие ждут на улице под большим навесом. Видимо, по соображениям безопасности.

Совет: старайтесь по возможности чаще летать внутренними авиарейсами. Это быстро, комфортно и не сверхдорого.

Полезные ссылки.

www.cleartrip.com – здесь можно по интернету купить билеты на поезда и самолёты внутри Индии

http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_airlines_of_India – список авиакомпаний Индии

www.saviontravel.com – хорошая турфирма Индии. Мы у них брали 3-дневный тур по двум городкам Юго-восточной Индии. Нас встретили на вокзале, на хорошем джипе отвезли в гостиницу, на нём же возили по многочисленным достопримечательностям, и к концу третьего дня отвезли обратно на вокзал, откуда мы ехали на юго-западное побережье Индии. Всё вышеперечисленное было включено в цену и обошлось нам в 150 долларов с человека.
До новых встреч, Ольга и Данил!
Источник: http://olya-orange.livejournal.com/259291.html 
0
Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Добавить комментарий


Защитный код
Не видно код? Показать другой


img src=